Июньский итог майских указов

Правительство Иркутской области на своем заседании, состоявшемся 26 июня, одобрило отчет об управлении областным имуществом. Документ получился позитивным: впервые было зафиксировано превышение прибыли, полученной от аренды областной собственности, над расходами, понесенными на аренду помещений для нужд областных учреждений.

Денежки любят счет

С отчетом об управлении имуществом выступил министр имущественных отношений Антон Протасов. В целом, Иркутской области принадлежат 9756 объектов недвижимости и более 14 тыс. единиц движимого имущества на общую сумму 45 млрд 583 млн рублей. На учете состоят 8 областных государственных унитарных предприятий, 624 государственных учреждения, 103 органа государственной власти, а также акции 14 хозяйственных обществ. В 2013 году казна приросла правами собственности на 1785 объектов недвижимости, из которых 581 объект находится в оперативном управлении, а 1130 — в собственности области.

По состоянию на 31 декабря 2013 года действовало 187 договоров аренды нежилых помещений и семь договоров аренды движимого имущества и рекламных мест. В 2013 году правительству области удалось заключить несколько договоров аренды с представительствами федеральных ведомств, которые ранее пользовались теми же помещениями безвозмездно. В частности, платить в областную казну стало Федеральное управление по контролю за незаконным оборотом наркотиков (два здания). В целом федеральные органы арендуют у правительства области 37 процентов занимаемых площадей, представители малого бизнеса — 28, некоммерческие объединения — 27 процентов. При плане 52 млн рублей в казну поступили 64 млн — часть суммы составили долги прошлых лет, которые наконец-то удалось взыскать.

В безвозмездном пользовании находятся более 27 тыс. квадратных метров. Большую часть помещений занимают учреждения областного правительства, почти треть — федеральные структуры, которым помещения в обязательном порядке предоставляются бесплатно (полиция). Остаток удерживают за собой федеральные структуры, которые планируется перевести на платную аренду в ближайшее время.

Доходы от приватизации областного имущества составили 24,5 млн рублей, в то время как всего годом ранее — 1 млн 900 тыс. рублей. По мнению Антона Протасова, действия министерства стали более успешными благодаря тому, что в 2013 году был составлен прогнозный план приватизации, и весь процесс был превращен в систематическую ежедневную работу. Всего были проданы четыре объекта и 20 автомашин, отслуживших свой срок в гаражах правительства.

Чистая стоимость активов областных предприятий на 31 декабря 2013 года составила 3,5 млрд рублей, что, между прочим, на 14 процентов больше, чем годом ранее. Три областных предприятия находятся в состоянии ликвидации, зато остальные значительно улучшили свои показатели. Четыре из восьми областных предприятий являются прибыльными, и даже предприятие «Искра», вызывавшее большую тревогу еще год-полтора назад, показало в 2013 году 3,5 млн рублей прибыли против 6 млн рублей убытка в 2012 году.

Чистая стоимость активов областных предприятий на 31 декабря 2013 года составила 3,5 млрд рублей, что, между прочим, на 14 процентов больше, чем годом ранее. Три областных предприятия находятся в состоянии ликвидации, зато остальные значительно улучшили свои показатели. Четыре из восьми областных предприятий являются прибыльными, и даже предприятие «Искра», вызывавшее большую тревогу еще год-полтора назад, показало в 2013 году 3,5 млн рублей прибыли против 6 млн рублей убытка в 2012 году.

Помимо собственного имущества, область управляет еще и другим вверенным ей имуществом на сумму, превышающую 63 млрд рублей. Одни только дороги регионального значения «тянут» на 33 млрд. Если смотреть по отраслям, то дороги и строительство составляют более 56 процентов областной собственности, здравоохранение — 16, образование — 10, социальная защита — 5, все остальные в сумме — 13 процентов.

Министр отчитался о строительстве жилья для различных категорий льготников, в том числе — и даже в первую очередь — для детей-сирот. В 2013 году началось строительство более 1 тыс. квартир, треть успели ввести в том же году, остальные планируется ввести до конца текущего года. Квартиры приобретаются и на первичном рынке, обязательно с чистовой отделкой и площадью 33 квадратных метра. Поскольку в списке очередников сейчас значатся чуть более 2 тыс. детей-сирот, министр высказал надежду, что за два-три года удастся полностью обеспечить всех жильем.

Самым большим успехом министерства, если не финансовым, то психологическим, стали результаты торгов на право аренды земельных участков в городе Иркутске. При стартовой цене 62 млн, эти права были реализованы за 195 млн. После длительных судебных разбирательств, правительство области закрепило за собой два важных для областного центра объекта — бывший дом профсоюзов и здание Театра юного зрителя.

Подводя итоги отчета, первый заместитель председателя правительства Николай Слободчиков попросил министра еще раз озвучить — какое областное предприятие на его взгляд является самым проблемным. Оказалось, таким можно считать «Облжилкомхоз». По просьбе Николая Слободчикова, министр еще раз напомнил, что правительству удалось в несколько раз увеличить количество земельных участков, выделенных в Иркутске (для строительства и других целей) и практически полностью ликвидировать схему, которая позволяла обходить аукцион на право аренды. Члены правительства проголосовали за одобрение отчета министерства имущественных отношений.

Все до копейки — людям

Министр образования Иркутской области Елена Осипова отчиталась об исполнении майских указов президента РФ о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы. Как рассказала министр, с мая 2012 года по май 2014 года рост средней заработной платы работников образования составил 67 процентов — с 12 до 20 тыс. рублей. При этом у работников общего образования средняя заработная плата составляет 30 тыс. рублей, что даже больше, чем средняя заработная плата по региону.

По прогнозу министерства образования, средняя заработная плата работников общего образования в 2014 году составит 31 823 рубля. Для выплаты этой заработной платы в бюджете области предусмотрена субвенция в размере 16,6 млрд рублей. Это позволит области выполнить указ президента № 527. По мнению министра, в нескольких муниципальных образованиях области есть тенденция к завышению заработной платы. Но если в Иркутске, Шелехове и Иркутском районе для этого есть объективные предпосылки в виде квалификации и нагрузки педагогов, то в других муниципальных образованиях заработная плата растет без видимых причин и достаточного обоснования со стороны местного руководства.

Средняя заработная плата работников дошкольного образования в 2013 году составила 21 494 рубля — 96 процентов от установленного уровня. По итогам первого квартала 2014 года заработная плата подросла и превысила планку 21 970 рублей. Несмотря на выделение субвенций, превышающих 7 млрд рублей, средняя заработная плата в детских садах составит к концу года только 22 тыс. рублей. Таким образом, отметила министр образования, Иркутская область не сможет в 2014 году выполнить в полной мере указ президента. На выполнение указа необходимо как минимум еще 900 млн рублей.

Второй указ президента — об обеспечении детей местами в детских садах — исполняется не менее прилежно. Строятся новые здания детских дошкольных учреждений, ремонтируются старые. Возвращаются здания, которые были проданы и перепрофилированы в недавнем прошлом. Развивается и негосударственный сектор. В 2013 году муниципальные образования получили на решение этой задачи 2,1 млрд рублей, в том числе 1,5 млрд — из областного бюджета.

Результаты оказались неплохими. Построены одиннадцать зданий детских садов, подготовлены к сдаче еще девять. Введены 9780 мест, очередь (в возрасте с трех до семи лет) сократилась с 19 тыс. до 12 500 детей, что даже лучше ожидаемых результатов. За два последних года численность детей, посещающих детский сад, выросла на 12,9 процента; количество мест в детских садах возросло на 17 900 (или на 18,4 процента). 14 апреля 2014 года правительство РФ выделило Иркутской области на развитие сети дошкольных учреждений дополнительные 890 млн рублей.

Первый зампред правительства Николай Слободчиков отметил, что при сохранении нынешних темпов область сможет ликвидировать очередь за два года. При этом действительно не стоит увлекаться капитальным строительством, нужно шире внедрять альтернативные методы устройства детей — пусть это сложно и непривычно, зато дает неплохие результаты. Разрешение на строительство будут давать только в том случае, если оно действительно необходимо и другого выхода нет. Большим плюсом местным властям станет наличие на их территории собственных строительных организаций, способных выполнить все работы.

До конца года за счет строительства новых детских садов будут введены 4820 мест. В Иркутске будут введены четыре новых детских сада и четыре пристроя к существующим, в Иркутском районе — три здания, и далее по многим муниципальным образованиям области по убывающей. За счет возврата перепрофилированных зданий будут введены 1913 мест (два детских сада в Братске, по одному в Усть-Илимске, Черемхово, Зиме и ряде других населенных пунктов). Выполненный в полном объеме капитальный ремонт даст 1100 новых мест, текущий ремонт — более 4 тыс. мест. Министр подчеркнула, что средства на ремонт выделяются при условии введения новых мест. В целом ряде муниципалитетов имеются объекты, строительство которых не обеспечено средствами в полном объеме. Если проблему с финансированием удастся решить, это позволит ввести еще около 1700 мест.

В начале года министерство образования провело ряд встреч и совещаний с руководителями муниципальных управлений образования и составило рейтинг муниципалитетов по исполнению указа президента. Выяснилось, что 21 процент муниципальных образований (всего их в области более 430) ведут плановую и систематическую работу, гарантирующую выполнение указов. Во второй группе работа идет, но очередь движется медленно. В третьей группе, куда попали Тулун, Зима, Тайшетский и Баяндаевский районы, дела идут настолько плохо, что их назвали «группой риска».

Ошибка, по мнению министра, состоит в том, что местные руководители видят решение проблемы только в строительстве новых зданий — а это слишком затратно и долго. Проблемой остается и нежелание местных властей и застройщиков тратить дорогую землю на строительство детских садов. Выходом могло бы стать выделение на первых этажах новых зданий помещений под детские сады. Министерство образования готово поддержать те предприятия, которые смогут открыть для своих работников корпоративные детские сады.

Подводя итог отчету министра, Николай Слободчиков отметил, что при сохранении нынешних темпов область сможет ликвидировать очередь за два года. При этом действительно не стоит увлекаться капитальным строительством, нужно шире внедрять альтернативные методы устройства детей — пусть это сложно и непривычно, зато дает неплохие результаты. Разрешение на строительство будут давать только в том случае, если оно действительно необходимо и другого выхода нет. Большим плюсом местным властям станет наличие на их территории собственных строительных организаций, способных выполнить все работы.

Арнольд Ларионов, "Байкальские вести"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ