29 января с аэродрома авиационного производственного объединения имени Гагарина впервые поднялся в воздух истребитель пятого поколения под рабочим названием Т-50. Машину пилотировал заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Богдан. После приземления он так прокомментировал первый полет: "Мы провели первичную оценку управляемости самолета, работы двигателя и основных систем. Истребитель произвел штатную уборку и выпуск шасси. Т-50 хорошо показал себя на всех этапах намеченной нами летной программы. Им легко и комфортно управлять".
Генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян рассказал журналистам, что этот полет стал началом летных испытаний самолетов пятого поколения, которые наряду с модернизированными машинами четвертого поколения через несколько лет будут составлять основной потенциал Военно-Воздушных Сил России.
Программа испытаний рассчитана на 5 лет. Конструкторам и авиастроителям еще предстоит оснастить истребитель новыми двигателями (для этих испытаний использовались двигатели от Су-35), и новейшим радаром с активной фазированной решеткой. Кстати, 21 января в Жуковском успешно прошли первые летные испытания двигателя для Т-50, разработанного НПО "Сатурн".
По словам главного конструктора АКБ "Сухой" Алексея Кнышева, новый самолет "содержит все лучшее, что было до сих пор создано не только в АКБ "Сухой", но и в других организациях российской авиации".
Как заявил в пятницу на заседании Правительства России Владимир Путин, ВВС начнут получать этот самолет в 2015 году, но уже в 2013 первые машины должны быть поставлены в Липецкий авиацентр для обучения летчиков.
За рубежом уже активно комментируют этот успех российского ВПК. Рейтер приводит слова экспертов, которые отмечают, что это первый в постсоветской России новый военный самолет, который "призван доказать, что Москва способна разрабатывать свои собственные передовые технологии".
Как пишет "Российская газета", главные сюрпризы Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (второе название этого проекта - "Байкал24") таятся в новых композиционных материалах, из которых сделали машину, и мудреной начинке. Самолет оснащен принципиально новым комплексом авиаоники, интегрирующем функцию "электронного пилота", и современной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика, дает ему возможность сосредоточиться на выполнении тактических задач. С помощью уникального бортового оборудования пилот может в режиме реального времени обмениваться данными не только с командным пунктом, но и с коллегами по авиагруппе. Аэродинамическая компоновка машины, покрытый по технологии "стелс" планер, устройство охлаждения отработанных газов делают ее практически не заметной на радарах и позволяют днем и ночью, в любых метеоусловиях уничтожать воздушные и наземные цели. Причем одновременно атаковать высокоточным оружием сразу несколько объектов. Впервые 8 из 16 авиационных ракет самолета спрятаны в его фюзеляже. "Пятерка" сможет действовать как истребитель и бомбардировщик, штурмовик и воздушный разведчик. Такая многофункциональность особенно важна при длительном полете на сверхзвуковых скоростях. Ее обеспечит многократная дозаправка в небе. Кроме того, "пятерка" готова стартовать и садиться на полосу диной всего 300-400 метров.
Эксперты утверждают, что по многим параметрам российский самолет более эффективен, чем его американские аналоги - F-22 "Рэптор" и F-35 "Лайтинг".
Один из основных внешнеторговых партнеров компании "Сухой" министерство обороны Индии уже заявило о своей готовности приобрести 250 самолетов Т-50.
"Байкал24"
по материалам СМИ