В пятницу мэр Иркутска провел итоговую пресс-конференцию. Чем запомнился для главы города этот не самый простой год? Чего ждать иркутянам в наступающем—юбилейном для областного центра?..
— Виктор Иванович, какое событие из уходящего года произвело на вас наиболее сильное впечатление?
— Если с начала года, с 1 января, то, конечно, выборы мэра Иркутска. (Улыбается. — Авт.). А если говорить о периоде уже моей работы в качестве мэра, то самое большое эмоциональное впечатление произвели... праздники. Находятся, конечно, критики, которые считают, что праздновать и вовсе не надо, а только работать и работать. Но для меня лично сильным эмоциональным подъемом стал праздник 9 Мая, когда ветераны шли колонной по улице, а все тротуары были заполнены людьми разного возраста, было много молодежи. Ощущение единения, когда люди отдавали дань уважения и почета нашим ветеранам. Я раньше только в старых детских фильмах видел, что мальчишки «висят» на деревьях с желанием что-то рассмотреть. Так вот в Иркутске на 9 Мая было то же самое!
Что касается работы, то больше всего запомнилась самая первая авария. Мой первый рабочий день был в пятницу, а в субботу топило Ново-Ленино. Я поехал на место, надел сапоги и начал лазить, смотреть, что делать, как не затопить прилегающие территории.
Для меня эти девять месяцев стали одним сплошным потоком событий. Их много, но они по одному уже не становятся яркими. Этот период — сгусток времени, проведенного в напряженной работе.
— Что было самым сложным на новом посту?
— Я уже отвечал на этот вопрос неоднократно. Самым сложным было найти взаимодействие с людьми, не растерять тех профессионалов, которые здесь уже работали. Да, можно было всех уволить и набирать новых людей. Но сейчас, в конце года, можно подвести итоги: я сделал правильно. Думаю, что постепенно завоевал авторитет, мы сработались. Не говорю о том, что изменений больше не будет. Я изучаю качества людей, они меня испытывают, но в целом могу сказать, что мы идем поступательно вперед и в одном направлении.
— Вы упомянули о первой аварии. А что касается последней коммунальной аварийной ситуации (когда в Иркутске из-за прорыва труб были отключены от тепла жилые дома.— Авт.) — будут ли искать виновных и делать выводы?
— В срок до 31 декабря у нас будут результаты расследований по этому случаю. Отмечу, наши действия по ликвидации аварии получили положительную оценку в МЧС в Москве. А по причинам еще будем разбираться. Предварительных версий, из-за чего это произошло, несколько, одна основная. К случившемуся вела целая цепочка событий.
К слову, у многих были колебания по принятию решения об отключении домов, ждали вечернего заседания комиссии. Но я еще часа в четыре сказал: отключайте.
Специалистов-советчиков хватает, мол, копать рано, давайте посмотрим. Но решение вызвать всю технику и копать было правильным. Нужно было перестраховаться и в нескольких местах искать утечку. Мы сэкономили на этом около шести часов времени, иначе ликвидация последствий аварии могла затянуться.
Мы планируем прописать дополнительный регламент, поскольку есть некоторое разночтение действий в случае аварийных ситуаций. Должен быть единый центр. Да, действует комиссия по ЧС, но затем каждый занимается своим делом, а мы получаем отчеты и ждем. Штаб необходим, но нужен еще и постоянный орган управления.
— Какие самые проблемные вопросы сегодня существуют в Иркутске?
— Если говорить о глобальном, то основной проблемой в хозяйственном плане для развития города является положение с энергетикой. Казалось бы, областной центр находится на Ангаре, где целый каскад гидростанций. Но в Иркутске реально работает один крупный источник тепла — это Ново-Иркутская ТЭЦ. Чтобы город развивался, нужно строиться. А чтобы строиться, необходимо подключение к сетям. С подключением к теплу проблема очень острая. Такие районы, как Марата и Рабочее, мы в принципе не можем развивать, туда не идут инвесторы, там нет тепла — ни источников, ни коммуникаций.
И еще одна вытекающая проблема: на правом берегу работают местные котельные, вредят экологии, это сказывается на здоровье жителей.
Серьезная проблема, которая у всех на слуху, — с общественным транспортом. Но сегодня мы административно-рыночными методами постепенно идем к ее разрешению, и до конца 2011 года горожане увидят определенные изменения. В том числе получение нового транспорта для Иркутска, вытеснение рыночными методами нерадивых перевозчиков.
А вообще рассуждать о том, какая проблема для города самая важная, вещь неблагодарная. Чего ни коснись, куда ни копни — все проблема. Я, как глава города, вижу глобальные трудности, а каждый житель по-своему оценивает и видит свои проблемы. Кто-то в садик ребенка не устроил, кто-то в другую школу хотел попасть...
— Что из запланированного удалось?
— Один пример. Может, он не бросается в глаза, но мы решаем проблему с точечной застройкой в Иркутске. На сегодня не выдано ни одного нового разрешения. Мало того, мы еще боролись с некоторыми выданными ранее, я отменял постановления. Все помнят «войну» в Свердловском районе, где многоэтажную новостройку запланировали на месте Дома культуры имени Горького. Проблему решили. Также остановили «расширение» деятельности одного известного в Иркутске нерадивого застройщика, который создал покупателям квартир много проблем.
Сейчас создана рабочая группа, пытаемся решать проблемы дольщиков. Необходимо централизовать всю информацию, договариваться с компаниями. Некоторые застройщики просто на самом деле не смогли достроить — не хватило денег. Но есть и злостные нарушители. Попробуем действовать по такой схеме: передавать строителям земельные участки. Стройкомпании в счет этого будут достраивать незавершенные дома, помогая дольщикам.
— Ваше отношение к переизбытку частного транспорта в центре города? На улицах сплошные пробки.
— Это дискуссионный вопрос. Те, у кого нет личного транспорта, недовольны водителями. У кого он есть — недовольны пешеходами. Ограничить въезд в центр города? Если предварительно какие-то вещи не прорабатывать, то о них не стоит и говорить. Пока не разработаем систему движения в центре Иркутска, не подготовим концепцию, никаких действий предпринимать не будем. Нужна комплексная программа развития транспортной схемы города, тогда снимется напряжение, в том числе и в центре Иркутска.
Запрещать въезд в центр — не решение проблемы. Чтобы что-то запретить, надо что-то предложить. Нужны парковки. Да, была идея возобновить работу эвакуаторов, которые увозили машины из-под запрещающих знаков. Начнем увозить — недовольных будет масса. А что предоставить взамен? Надо делать стоянки, пока хотя бы две-три, например, между улицами Литвинова и Хмельницкого, Дзержинского и Тимирязева. Разговоры с инвесторами ведутся. Начнем строительство этих парковок, а потом уже можно будет вводить эвакуаторы, объявлять запрет на въезд в центр города.
— Что ждет иркутян в юбилейном году? И о чем вы, глава города, в связи с этим мечтаете?
— По моему мнению, город почувствовал радостное настроение, иркутяне «раскачались». Мы подготовили стартовую площадку для того, чтобы горожане сказали: это мой город, я несу за него ответственность. Пусть даже на своем уровне: в квартире, подъезде, дворе. Этого уже достаточно, чтобы иркутяне более активно принимали участие во всех городских событиях. Не просто сетовали на жизнь, а боролись за ее улучшение.
Программа по строительству юбилейных объектов четко расписана. Все, что поручено городу, будет сделано. Но помимо этого плюсом станут импровизации: новые красивые скверы, преобразившиеся улицы, фасады зданий.
Хочется, чтобы в городе были определенные изюминки. И каждый иркутянин, принимая приехавших гостей, говорил: а у нас в городе вот это есть! Я рад, что рядом с цирком будет установлен памятник Леониду Гайдаю. Появится эмблема города, всем известный бабр—по предварительным планам, он будет установлен на съезде со старого Ангарского моста, где раньше был знак «Кировский район».
Всем архитекторам округов даны задания: подготовить несколько эскизов скверов, привлекая к работе студентов. Идея состоит в том, что каждый может придумать, как украсить город. Покажите, нарисуйте, каким вы хотите видеть этот уголок Иркутска!
Хочется, чтобы иркутяне городились свои городом. А гордиться можно только тем, во что ты вложил силы. То, что делаешь сам, оно дороже. Я пытаюсь именно это привить в городе Иркутске: пусть каждый сам что-то сделает, ощущение будет другое. Не просто критиковать, что ему что-то не сделали, недодали. Критиковать всегда проще, а вот сделать — гораздо сложнее.
Ирина Ружникова.
Фото Алексея Ильина.