И Чита превратится в порт

820 млн. рублей готов вложить китайский инвестор в строительство мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ) в Забайкалье, но готово ли Забайкалье принять инвестора?

О самом крупном проекте Торгово-промышленной палаты Забайкальского края “Забайкальскому рабочему” рассказал президент палаты Сергей МАЛЫШЕВ.

— Сергей Анатольевич, что представляет собой проект создания мультимодального транспортно-логистического центра?

— Вообще, “мультимодальность” — это смена способов движения товара, грузоперевозки с использованием нескольких видов транспорта (авиа, железнодорожного, автомобильного) на основе одного договора и без участия владельца груза.

Мы все знаем сильные стороны геополитического положения края, в частности, высокий транзитный потенциал, но если говорить о слабых его сторонах, то это, несомненно, неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры. В то же время развитие российского транзитного потенциала входит в список приоритетных направлений развития российского транспортного комплекса до 2030 года. Для этого необходимо внедрение современных технологий взаимодействия различных видов транспорта и формирование оптимальных логистических маршрутов. Одним из ключевых условий является развитие транспортных коридоров, проходящих через Россию.

Разработкой нашего проекта в 2008 году занимался Забайкальский институт железнодорожного транспорта. Ученые, в частности, приводили такие данные: “Товарооборот России и Китая с каждым годом увеличивается на 30-40%. Забайкальский край — регион, через который проходит до 65% импортного грузопотока. Перспективный прогноз показывает увеличение объема к 2015 году до 4-5 млн. тонн импортных и до 25-30 млн. тонн экспортных грузов”.

Это говорит о перспективности проекта. Создание в Читинском транспортном узле крупного МТЛЦ международного уровня станет началом и инфраструктурной основой формирования Забайкальской региональной транспортно-логистической системы. Эту задачу решает сегодня ОАО “РЖД”. И здесь наши интересы пересекаются.

— Не секрет, что наши соседи — Республика Бурятия и Дальневосточный регион — являются серьезными нашими конкурентами по целому ряду позиций из-за сходства потенциальных преимуществ. Строительство в Бурятии транспортно-логистического центра называлось в свое время одним из “самых амбициозных и перспективных планов”. Насколько “амбициозны” забайкальские планы?

— Во-первых, на сегодня рядом с Читой подобных центров не существует. Подобные комплексы были в Москве, но сегодня, по законодательству о таможне, местонахождение таможенных структур определено ближе к границе. Поэтому в центре страны подобных центров быть не должно.

Если говорить о более близких перспективах, то в планах ОАО “РЖД” — расширение станций Кадала и Черновская, контрейлерные перевозки через Забайкальск — это комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки, когда фура с грузом заходит с контейнером на платформу и едет на этой платформе до пункта назначения. То есть, сочетание маневренности и скорости автомобильного транспорта и всепогодности и безопасности железнодорожного. Понятно, что это — грандиозные затраты, но дорога уже представила нам эти документы. Соответственно, укрупнение железнодорожных станций идет и с китайской стороны.

Если взять еще и автомобильный транспорт, то в сутки на въезд в Россию идут 50-80 большегрузных автомобилей. Понятно, что весь этот грузопоток проходит через край транзитом. МТЛЦ — это экономия времени продвижения товара, более качественные таможенные услуги. Ведь что происходит сегодня? В Забайкальске — своя таможня, в Чите — своя. И я думаю, что между таможенными органами существует определенное недопонимание, поэтому часть груза, который направляется даже в Читу, растаможивается в Иркутске, Улан-Удэ. Мы уже провели ряд встреч с руководителями таможенных органов, определив, что на территории МТЛЦ предполагается представить эти федеральные структуры. Это решит многие проблемы.

— Что в результате реализации проекта получает Забайкальский край?

— Во-первых, занятость населения. За счет создания МТЛЦ планируется трудоустроить около тысячи человек. Соответственно — дополнительные поступления в бюджет налогов, которые здесь останутся. Во-вторых, сама инфраструктура.

— Где должен расположиться центр?

— Мы предложили реализовывать проект именно в Чите, потому что здесь существует вся инфраструктура органов власти: правительство, таможня, органы сертификации… Проект объединяет крупный железнодорожный узел, федеральную автомобильную развязку и учитывает близость международного аэропорта.

Если быть точнее, это площадка в районе Кадалы, где налицо близость и железной, и федеральной автомобильной дорог, и аэродрома. Здесь будут построены большие складские помещения категории “А”, то есть транзитный склад, распределительный, накопительный… Категория “А” — это только современное строительство, наличие благоустроенных офисных помещений.

Фуры доезжают до Читы, какое-то количество товара перераспределяется и идет дальше уже железнодорожным транспортом, часть — авиатранспортом. И то же самое, когда приходят вагоны из Китая.

Логичным дополнением проекта предполагается строительство конгрессно-выставочного комплекса также в Чите, по адресу: Ленина, 1-а, где сегодня стоит старое общежитие. По инвестиционному проекту Торгово-промышленной палате была выделена земля с этим грандиозным недостроем, с формулировкой “вовлечение в инвестиционную деятельность”. Мы сейчас готовим проектно-сметную документацию, соответствующий проект и весной собираемся начать демонтаж этого здания. Проведено несколько экспертиз, которые показали, что оно не соответствует ни требованиям безопасности, ни задачам, которые ему предстоит решать.

— Совсем недавно губернатор края заметил: “Нужно намного активнее заниматься поиском инвестиций” (“ЗР”, № 246). Насколько серьезны инвесторы в этом проекте?

— Со стороны Китая — это государственно-частная компания. Наш проект был рассмотрен на уровне министерства коммерции Китая. Подписано соглашение о вложении средств в строительство этого комплекса. Мы сошлись на сумме 820 млн. рублей. Это — деньги китайских партнеров.

Ни для кого уже давно не секрет, что Китай — это фабрика мировой экономики. Сегодня большая часть грузов идет с южных портов Китая морским путем через Новороссийск в Санкт-Петербург, Калининград, потом весь этот товар стекается в Москву, там это все перераспределяется, и поток товара перенаправляется, “возвращается” в глубь России. На все это тратится от 50 до 100 дней. Это определенные финансовые издержки, от которых можно будет уйти при реализации проекта по строительству МТЛЦ в Чите.

Инвестором является и ОАО “РЖД”. Компания разрабатывает свой проект создания сети ТЛЦ, связанных курсированием регулярных контейнерных поездов, унифицированными технологиями переработки и таможенного оформления грузов. В Забайкальском крае, согласно информации, которую мы имеем от ОАО “РЖД” сегодня, предполагается размещение одного из таких центров. Его можно рассматривать также в качестве опорного объекта межрегиональной индустриально-логистической инфраструктуры.

В августе были проведены переговоры с представителями Центра по развитию терминалов ОАО “РЖД”. В октябре дорога направила правительству края материалы, определяющие основные технологические параметры ТЛЦ.

— Какова форма собственности комплекса, который планируется возвести?

— Понятно, что, как бы мы ни хотели в этом участвовать только сами, но складские помещения будут наполняться китайским товаром, и МТЛЦ обеспечит экспортные отношения именно с Китаем. Думаю, всем понятно, что проект будет успешным, если станет востребованным, а если “наполнения” не будет, то и комплекс будет простаивать. Раз китайцы вкладывают деньги, то они будут напрямую заинтересованы — в растаможке, в наполнении, в использовании этого комплекса. Большую часть средств в реализацию проекта вкладывает китайская сторона. Но контрольный пакет акций (это 25% плюс одна акция), мы договорились с китайскими партнерами, будет находиться за правительством Забайкальского края и за теми компаниями, которые зарегистрированы в нашем регионе. Это так называемый “блокирующий пакет акций”.

— Насколько завершающийся год приблизил реализацию идеи по созданию МТЛЦ?

— Я считаю, что год был плодотворным для Торгово-промышленной палаты края. Проект по созданию МТЛЦ, который мы предложили правительству края, был включен в программу транспортно-логистического развития Забайкалья. Это решение было принято на экономическом совете края. Сейчас уже встал вопрос о создании рабочей группы по проекту, в которую войдут структура ОАО “РЖД”, правительство края и Торгово-промышленная палата.

— Однако это даже отдаленно не начало реализации проекта и уж тем более — не начало строительства?..

— К сожалению, да. Дальнейшие шаги по созданию в Забайкальском крае МТЛЦ должна определять именно рабочая группа, которая пока не создана. Хотелось бы, чтобы региональное правительство более внимательно и мобильно отнеслось к вопросам, сопровождающим предварительные шаги по реализации этого крупного инвестиционного проекта, потому что иногда их решение затягивается и на месяц, и на два, и на три…

А, между тем, этот проект выставлялся на всех международных выставках — и в Пекине, и в Чан-Чуне, и в Харбине и представлялся правительством края как приоритетный.

Мы рассчитываем, что решение о создании рабочей группы будет принято в самое ближайшее время, и уже весной она начнет свою деятельность.

Мария ВЫРУПАЕВА.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ