На седьмой сессии Народного Хурала Бурятии во втором чтении приняты изменения в республиканский закон «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». В первом чтении законопроект был принят в июне.
Обсуждение законопроекта было бурным. Председатель комитета Народного Хурала по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Вячеслав Ирильдеев три раза брал слово, чтобы убедить депутатов в необходимости утвердить законопроект. Он сообщил, что 31 июля комитет организовал круглый стол, на который были приглашены перевозчики. «Дискуссия была очень интересной и плодотворной. Думаю, нам удалось убедить собравшихся в необходимости утвердить единый желтый цвет для легковых такси. Это станет первым шагом в деле наведения порядка в этой сфере. Главный смысл законопроекта – обеспечение безопасности пассажиров и вытеснение нелегальных перевозчиков с этого рынка. В том, что это надо делать обязательно, ни у кого из участников разговора сомнений не было», - отметил председатель комитета.
Депутат Сергей Мезенин обратил внимание парламентариев на то, что в случае принятия законопроекта пострадают перевозчики, которые работают в сельской местности. «Они и так неохотно заезжают в отдаленные населенные пункты. А учитывая, что надо будет потратить деньги, чтобы перекрасить машины, мы вообще потеряем службу такси на селе. Может быть, нам не стоит торопиться с принятием закона?», - убеждал парламентарий своих коллег.
О необходимости еще раз все тщательно взвесить говорили также депутаты Татьяна Мантатова, Екатерина Цыренова, Леонид Селиверстов, Цырен-Даши Доржиев, а Федор Бураев настаивал, что единый цвет никак не скажется на борьбе с нелегальными перевозчиками. Один из основных доводов противников законопроекта - удорожание перевозок из-за расходов на перекраску машин. На это Вячеслав Ирильдеев сообщил, что изменение цвета кузова обойдется всего в три тысячи рублей (в том случае, если речь идет не о покраске, а об оклеивании автомобиля специальной пленкой).
Высказались и сторонники нововведения. Министр по развитию транспорта, энергетики и сельского хозяйства Республики Бурятия Сергей Козлов отметил, что единый цвет поможет идентифицировать легальных перевозчиков. По поводу того, что население отдаленных населенных пунктов может пострадать из-за того, что недобросовестные перевозчики будут отказываться туда ездить, министр заметил, что для наведения порядка в этой сфере ведомство проводит конкурсы на транспортное обслуживание. «Если перевозчики не будут заезжать в те населенные пункты, которые оговорены в маршруте, их ждут крупные штрафы и расторжение контрактов», - подчеркнул Сергей Козлов. Министр рассказал, что в тех субъектах федерации, где закон о едином цвете такси принят, он работает, и работает хорошо. По мнению Сергея Козлова, этот документ станет только первым шагом в наведении порядка в отрасли. Второй – законодательное регулирование системы заказа машин в пользу легальных перевозчиков.
Депутат Леонид Белых считает, что единый цвет для легковых такси может благоприятно сказаться на развитии туристической отрасли. «Иностранцам, которые у нас не редкость, трудно сориентироваться, кто легальный перевозчик, а кто нет. Они думают о своей безопасности, и правильно делают. Если мы хотим привлекать иностранных туристов в Бурятию, мы обязательно должны думать и об уровне сервиса», - подчеркнул Леонид Белых.
Депутат Андриян Зыбанов сообщил, что в 2015 году на уровень муниципалитетов планируется передать часть сборов, в том числе и за организацию пассажирских перевозок. По мнению парламентария, в условиях непростой ситуации и с республиканским, и с муниципальными бюджетами, есть смысл поддержать законопроект хотя бы с точки зрения наполнения местных бюджетов.
По итогам голосования изменения в закон Республики Бурятия «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси» были приняты. За утверждение документа проголосовали 43 депутата, против – десять. Закон вступит в силу с 1 января 2015 года. Владельцам легковых такси необходимо будет перекрасить машины в срок до 1 июля 2015 года.
На пресс-конференции по итогам седьмой сессии Народного Хурала, Вячеслав Ирильдеев отметил, что отрасль стремительно технологизируется, уже распространяются технологии, позволяющие на порядок повысить безопасность пассажиров, пользующихся услугами такси. Так, уже есть возможность с помощью специального оборудования отслеживать посадку пассажиров в автомобиль, их передвижение на машине. Все эти технологические новинки есть смысл внедрять только на рынке легальных перевозчиков. «Пока большая часть нелегалов пользуются услугами диспетчеров. Здесь технология очень простая: заплатил 1,5 тысячи рублей оператору и принимай заказы. Никто не отслеживает ни состояние машин, ни самочувствие водителей транспортных средств. Единый цвет для легальных перевозчиков поможет втеснить с рынка недобросовестных перевозчиков и повысить в итоге безопасность на дорогах», - резюмировал Вячеслав Ирильдеев.