Накануне нового учебного года президент РФ Владимир Путин в своем обращении еще раз напомнил, что государственный флаг символизирует верность нашим традиционным ценностям, от которых мы никогда не отступим. В числе этих ценностей глава государства назвал правду и справедливость, солидарность и милосердие, уважение к многовековой, непрерывной истории России, к достижениям и победам наших предков, которые завещали нам беречь и защищать Родину, никогда не допускать внешнего диктата и гегемонии.
«Поэтому стремление жить по собственной воле, самим делать выбор своего пути и идти по нему стало частью генетического кода нашего народа».
С 1 сентября во всех школах страны учебная неделя будет начинаться с торжественной церемонии поднятия флага и исполнения гимна.
«Экспертный клуб-Иркутск» спросил историков и политологов об этой инициативе главы государства.
Политолог и юрист Владислав Шиндяев говорит, что необходимо, чтобы флаг присутствовал «ни где-то там в почетном уголке», а в качестве части образовательного процесса: «Сейчас такие мероприятия будут включены в жизнь каждой школы. И если мы еще недавно видели, что взрослые люди не знали текста гимна, ошибались в цветах флага, то сейчас, уверен, вырастет, будет сформировано новое поколение людей, у которых таких проблем не возникнет, а будет только уважительное отношение к государственным символам.
То, что говорил президент страны о символах государства, содержание, которое он в это вкладывал, должно естественным образом разделяться и жителями России. Однако, мы понимаем, что это длительный идеологический и воспитательный процесс, который должен начинаться с самого детства. Поэтому начатая работа значима не только для государства, но и для всех граждан нашей страны».
Политический консультант Ирина Петшик уверена, что решение вернуть в учебные заведения линейки с торжественным поднятием флага России абсолютно правильное: «Многие поколения выросли на этой традиции, гимн страны наизусть знали всё от мала до велика. Особый смысл в цветах, значении слов можно искать и трактовать бесконечно, но главное, что западает в душу и сердце - мы гордимся своей страной. Важно в тяжёлые и не простые моменты передавать из поколения в поколение эту гордость, и важно знать и предпринимать усилия, чтобы эта гордость не умирала.
Важно, чтобы дети, внуки, правнуки нашего старшего поколения, тех, кому сегодня за 90, были достойны этого старшего поколения. Очень важно, чтобы традиция с линейками, на которых будет звучать государственный гимн и подниматься государственный флаг, не стала чем-то обыденным и формальным».
Публицист, историк-международник Сергей Шмидт говорит, что российский флаг примиряет, а не сталкивает: «От него можно не быть в восторге, но признавать его, мириться с ним. Примирение вокруг этого флага формирует вполне устойчивое большинство российских граждан.
Что касается процедуры поднятия флага (с исполнением гимна) в школах, то, на мой взгляд, это может вызвать эффект рутинизации, а значит более поверхностного, бесчувственного отношения к ключевым символам современной российской государственности. А это нечто противоположное тому, к чему стремятся сторонники такого рода ритуалов в школах.
Несмотря на то, что подобные ритуалы имеют место во многих странах, я бы не стал ориентироваться на этот опыт. Правильнее было бы наполнять ярким содержанием День флага, интереснее рассказывать о флаге (и гимне) на школьных уроках».