"Открытие Авто" (блок автобизнеса банка "Открытие", входит в группу ВТБ) и аналитическое агентство "АВТОСТАТ" провели совместное исследование российского рынка легковых автомобилей с пробегом и определили его финансовую емкость по итогам января 2024 года. Финансовая емкость – общая сумма денег, которую потратили россияне на покупку подержанных легковых машин за отчетный период.
Согласно результатам исследования, в первый месяц года на покупку подержанных машин граждане потратили 371,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в январе 2023 года (347,5 млрд рублей), но на 23% меньше, чем месяцем ранее - в декабре 2023 года (481,4 млрд рублей).
В финансовой емкости вторичного рынка растет доля более возрастных машин. Так, на автомобили в возрасте от 10 лет и старше в январе было потрачено 157,8 млрд рублей, что составляет 42,4% от всей суммы денег. Если сравнивать этот показатель с уровнем годичной давности (января 2023), то тогда он составлял 35,2%.
В то же время заметно снизилась доля трат на "молодые" машины (до 5 лет) – с 32% (в январе 2023 года) до 23,8% (в январе 2024). В настоящее время на них было потрачено 88,4 млрд рублей. Оставшиеся 125,7 млрд рублей ушли на автомобили в возрасте от 5 до 9 лет включительно. За год их доля немного увеличилась – с 32,7% до 33,8%.
Китайские марки показывают наибольший рост финансовой емкости рынка подержанных машин. В январе этого года россияне приобрели 8,9 тысяч подержанных китайских автомобилей на сумму 11,8 млрд рублей. В штуках "китайцы" к январю 2023 года прибавили 31%, в деньгах продемонстрировали двукратный рост. Но их доля в обоих случаях остается пока самой низкой на рынке АСП – 2,8% и 3,2% соответственно.
Больше всего денег по-прежнему тратится на подержанные машины европейских марок (в январе – 128,7 млрд рублей), которым немного уступают «японцы» (122,8 млрд рублей). Далее с огромным отставанием следуют б/у автомобили корейских и российских брендов (54,2 млрд и 33,2 млрд рублей соответственно). Замыкают ТОП-5 «американцы» с показателем 20,9 млрд рублей. При этом только «европейцы» показали отрицательную динамику в продажах (-2% к январю 2023 года).
По объемам рынка наблюдается иной расклад. В январе больше всего было куплено б/у «японцев» – 91,9 тыс. единиц. На втором месте находятся подержанные автомобили отечественных марок (83,8 тыс. шт.), на третьем – европейских (72,2 тыс. шт.). И только потом располагаются «корейцы» (41,5 тыс. шт.), за которыми следуют «американцы» (24,9 тыс. шт.).
Сегмент SUV сохраняет лидерство по затратам на вторичном рынке. Так, на кроссоверы и внедорожники с пробегом пришлось 48% всех потраченных денег: в январе было куплено 85,6 тыс. таких машин на сумму 178,6 млрд рублей.
Впрочем, по объемам рынка лидерство сохраняют б/у автомобили В-класса. Так, в начале 2024 года жители РФ приобрели их в количестве 114,8 тыс. экземпляров, а потрачено на них было 60,7 млрд рублей (доля – 16,3%). Как следствие, эти два сегмента (SUV и B) занимают свыше 60% вторичного рынка как в количественном, так и в денежном выражении.
Помимо них, в структуре затрат выделяются также подержанные машины С- и D-класса (41 млрд и 36,8 млрд рублей соответственно), доля которых составила 11% и 10%. При этом у каждого из оставшихся сегментов она оказалась менее 5%.
- Объем рынка легковых автомобилей с пробегом в январе нынешнего года показал минимальный результат за последние семь лет, составив около 325 тысяч единиц. До этого еще меньше подержанных машин было куплено в январе 2017 (почти 315 тыс. шт.). Несмотря на то, что в сравнении с январем 2023 года нынешний показатель на 10% ниже, затраты на покупку автомобилей с пробегом в январе 2024 года выросли на 7%. И связано это с ростом их стоимости: за прошедший год средневзвешенная цена легковых машин на вторичном рынке в нашей стране увеличилась на 17%, – объясняет исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
- То, что затраты на покупку подержанных машин сильнее всего растут среди китайских марок, во многом связано с тем, что эти машины стали активно выходить на вторичный рынок, меняя своих владельцев. Также не стоит забывать, что многие «китайцы» относятся к сегменту SUV, в котором цены выше, чем в среднем по рынку. Да, доля машин из КНР на «вторичке» пока очень мала, но при сохранении текущей тенденции она будет только расти, – считает руководитель "Открытие Авто" Марина Дембицкая.