Впервые в резиденции Главы Буддийской традиционной Сангхи России Иволгинском дацане 1 декабря 2010 г. состоится торжественная церемония «Подношение Вселенной». Будут зажжены и подняты в небо над Иволгинским дацаном 1000 небесных лампад, освященных Пандито Хамбо Ламой Итигэловым. Торжественная церемония проводится в честь «Хурала 1000 лампад», посвященного Дню рождения Досточтимого Богдо Цзонкапы, сообщили в дацане.
В пресс-службе традиционной Сангхи России пояснили, что подношение 1000 лампад символизируют свет и величие мудрости. На огне лампад сжигается темнота неведения нашего и всех, кого мы представляли или памятовали в этот момент.
Зула хурал, или «Хурал 1000 лампад», посвящен Дню рождения Досточтимого Богдо Цзонкапы, и его ухода. Хурал проводится 25-го числа 10-го лунного месяца при зажженных лампадах - подношениях, их должно быть 1000, что символизируют свет мудрости, разгоняющих тьму неведения живых существ и незыблемость учений Будды.
Досточтимый Богдо Цзонкапа - Великий учитель, основатель школы Гелугпа - Цзонкапа, родился в провинции Амдо, в восточной стороне Тибета. Считается, что его рождение - это кульминация процесса духовного развития, начатого еще в период его предыдущей жизни во времена Будды Шакьямуни. Тогда, будучи маленьким мальчиком, он сделал подношение хрустальных четок Будде, который со своей стороны подарил ему морскую раковину, сказав при этом в присутствии Ананды, что в будущей жизни этот маленький мальчик родится в Тибете, создаст великий монастырь и станет одной из наиболее влиятельных религиозных фигур, распространяя учение. Будда Шакьямуни также предсказал, что в своей будущей жизни он получит имя Суматикирти (санскритский эквивалент имени Лосанг Дракпа).
В 1357 г. рождение Цзонкапы в возрасте трех лет благословил четвертый Кармапа Ролбе Дордже (1340 - 1383) и дал ему имя Гюнга Нийнгпо. В возрасте 7 лет он принял обеты и получил имя Лосанг Дракпа. Его первый великий учитель Чёдже Тёндруп Ринчен дал ему для изучения работу Майтреи "Украшение для Ясных Реализаций", а также посвящения в практики тантрических божеств Ямантака, Ваджрапани, Манджушри, Амитаюс и др.
В возрасте 32 лет он начал писать свои наиболее известные произведения. Одной из его ранних работ была книга "Золотые Четки Благих Разъяснений" - комментарий на литературу по Совершенной Мудрости, объединяющий все 21 индийских комментарий к "Украшению для Ясных Реализаций" Майтреи.
Помимо работы над философскими трактатами он постоянно занимался углубленной тантрической медитацией. В настоящее время практики Калачакры играют наиболее важную роль в школе Гелуг. Он достиг таких уровней реализации, что мог непосредственно общаться с Манджушри и получать от него учения.
В один из наиболее важных периодов медитативного уединения, он провел 4-летний ретрит с 8 учениками. Для того чтобы самому подготовиться к этому ретриту, он осуществил три с половиной миллиона полных простираний и один миллион восемьсот тысяч подношений мандалы. Каменный пол, на котором он совершал простирания, стерся, приобретя очертания его тела. После этого ретрита люди часто видели Цзонкапу в сопровождении тантрических божеств, особенно часто вместе с Манджушри.
После ретрита Цонкапа начал работу над своим самым выдающимся произведением "Большое Руководство к Этапам Пути (Ламрим Ченмо), которое является центральным для традиции Гелуг. Это произведение основано на базовом трактате Атишы "Лампа на Пути у Просветления". Позднее Цзонкапа написал схожее произведение по практике тантры "Большое Руководство к Тайной Мантре (Нгакрим Ченмо), которое образует основу для тантрических практик системы Гелуг.
В возрасте 62 лет, зная о своем уходе, он дал ученикам ряд наставлений. В заключении ритуала он произнес молитвы о перерождении в сфере Тушита. На следующий день он сказал ученикам, что им следует культивировать в себе просветленный ум. Он отправился в уединенное место и стал совершать тантрические практики и, в частности, практики, связанные с божеством Херука. Утром 25-го дня на рассвете он начал медитацию на Пустоту. Позже, в это утро, оставаясь в позе лотоса, он прекратил поддерживать свою жизнь.
Тело Цзонкапы приняло форму юного Манджушри и испускало многочисленные разноцветные лучи во всех направлениях. И так ушел в нирвану великий несравненный учитель. В буддийском мире в 20 веке Пандито Хамбо Лама Итигэлов был известен тем, что он написал комментарии к труду Богдо Цзонкапы «Дэмбэрэл Додба» или «Трактат о пустотности», а 21 веке ученые признали, что Хамбо Лама Итигэлов реализовал практическое достижение пустотности.
"Байкал24"