Александр Сокуров: Всякая разумная мысль сегодня почему-то обретает политический характер

Александр Сокуров входит в список ста лучших режиссеров мира, он пятикратный участник Каннского кинофестиваля, лауреат двух премий «Ника», трижды лауреат премии «Тэффи». На этой неделе режиссер прибыл в Иркутск, где к его творчеству относятся особенно внимательно и гордятся тем, что знаменитый кинематографист родился в Приангарье. Недаром в иркутском «Доме кино», где состоялась его встреча с земляками, не было свободных мест, а посмотреть его фильм «Александра» с Галиной Вишневской в главной роли пришли люди самых разных профессий. Показ киноленты был организован госкорпорацией «Росатом» в рамках проекта «Российский ковчег Александра Сокурова» и посвящен 60-летию мастера.

– Я благодарен всем, кто сделал возможным этот показ, ведь фильм «Александра» очень важный для нашей съемочной группы. Мы делали его вместе с великой женщиной, великим гражданином, великой актрисой – Галиной Вишневской, – рассказал режиссер. – Это первая в ее жизни большая драматическая роль, ведь она всегда работала в музыкальном театре и опере. Сложность заключалась в том, что в этом фильме она играла не гранд-даму. Ей была предложена роль социально противоположная, может быть, и забытая, ведь она – Галина Вишневская, оперная дива, жена великого музыканта Ростроповича, когда-то была человеком обычным, прошла блокаду и похоронила сына.

Незатейливый, на первый взгляд, сюжет картины – пожилая женщина приезжает к своему внуку офицеру в действующую армию в Грозный – имеет другой, более глубокий план. Гораздо важнее для зрителя все, что она там видит и слышит, ее разговоры с солдатами, внуком, местными жителями раскрывают особенности этого военного конфликта, ставят философские вопросы о ментальности двух наций и показывают разрушительную силу любой войны.

– Чеченская тема до сих пор очень сложная и болезненная, – считает Александр Сокуров. – Тем более, что настрой чеченского общества, на мой взгляд, это настрой победителей, заставивших Россию платить по всем счетам. Это мне открыто говорила чеченская молодежь… Лично у меня к чеченским мужчинам принципиально негативное отношение, зато какие роскошные и прекрасные у этого народа женщины! Они тянут на себе все, именно они вывели народ из послевоенной разрухи, проводили восстановительные работы, закладывали пробоины, пошли торговать на рынки, чтобы хоть что-то заработать. Парни и мужчины там любят быть начальниками, ездить на машинах, командовать. И если можно ставить в Чечне какой-то памятник, то это должен быть памятник чеченским женщинам. Я долго жил там, общался с ними, и они к нам очень хорошо относились, ни разу не сказав ни слова упрека. Только все время задавали один вопрос: мы не можем понять, почему русские женщины приезжают и разыскивают своих сыновей? Я отвечал: потому что они их матери. А они парировали: ведь они солдаты и сделали свой выбор, не важно, кто их послал, они выполнили свой долг, неужели женщины, ползая по горам, по ямам, где держат рабов, не понимают, что унижают их мужское достоинство. Вам не стыдно, что у вас такие мужчины и такие женщины?

По мнению режиссера, незнание культуры и ментальности двух народов зачастую и приводит к конфликтам:

– Отличие психофизическое, эмоциональное и ментальное между нашими народами радикально. Нам очень трудно их понять, потому что у нас – и у женщин, и у мужчин – очень много лирического и открытого в характере. А там мальчик с самого детства сталкивается с резкостью, фамильярностью, жесткостью, и если при нем нож, то он сначала ударит, а потом подумает. После будут слезы, раскаянье, но уже поздно. На мой взгляд, выход один – на бытовом и социальном уровне как можно меньше пересекаться. И это нужно контролировать на государственном уровне.

Отдельный интерес представляет визуальный план картины, ведь это не просто декорация, а документ – Александр Сокуров снимал фильм в Чеченской республике в 2007 году и был первым кинорежиссером, который работал в зоне военного конфликта. Ведь, по его словам, все картины, посвященные тем событиям, снимались в спокойных регионах Кабардино-Балкарии, Осетии.

– Для Галины Вишневской это было физически тяжело – стояло жаркое лето, и условий, соответствующих рангу и возрасту примадонны, не было, – рассказал Александр Сокуров. – Условия были крайне тяжелыми, но я посчитал, что нужно быть честным и рассказывать историю о той жизни оттуда, где это и происходило. Мы решили, что если наши ребята живут там и служат, почему мы должны убегать от этих условий. Нашу безопасность обеспечивало только ФСБ, ни армия, ни Министерство внутренних дел не брали на себя ответственность. До шести часов вечера передвижение по дорогам возможно, после все убегают в гарнизоны, закрывают ворота, минируют обочины, потому что ночью приходят парни с гор, а в четыре утра идет разминирование. Для нас главным было обеспечить безопасность Галины Павловны, мы понимали, что возможен ее захват, и она знала об этом. Ее возили на спецмашинах, меняли схемы передвижения.

В фильме почти нет профессиональных артистов, Александр Сокуров снимал обычных солдат, офицеров, местных жителей. Даже роль внука главной героини исполнил непрофессиональный артист

– Василий Шевцов не актер, он работал охранником в одном из театров, зато служил в спецназе, – рассказал Александр Сокуров. – Для меня это было очень важно, ведь любой актер привнес бы в эту роль свою театральную школу, привычки, а мне хотелось, чтобы зрители увидели новый характер, человека из реальной среды. Кстати, когда мы пробовали на эту роль профессионалов, то оказалось, что ни один из них не служил в армии. А когда человек, который не служил в армии, берет в руки оружие, это сразу видно.

Также принципиально, по словам режиссера, было снять в главной роли Галину Вишневскую, для которой и писался сценарий:

– Эта история создавалась для нее. Чтобы понятен был характер Вишневской, приведу несколько эпизодов. Когда мы снимали фильм, то организовали сеанс спецсвязи с Ростроповичем. Ему тогда был поставлен диагноз «рак» в очень тяжелой форме, и была сделана операция во Франции. Когда они говорили, мы находились рядом и все слышали, так как связь была громкой. Он ей сказал: «Галочка, приезжай, я умираю». Она ему ответила: «Буратино (она его так называла), вот теперь пришел мой черед, ты когда-то пошел на баррикады Белого дома, и я терпела. Пока я не сделаю все, что нужно с Сашей, я не приеду. А ты терпи!» Она, видимо, знала хорошо его характер, он после этого прожил еще примерно год. Вот такие люди! В свое время, когда они приютили Солженицына, и офицеры КГБ приходили за ним, она – солистка Большого театра, которая поет изысканные арии – вышла с кочергой и выгнала их, прекрасно понимая, что последствия могут быть страшными.

Кстати, фильм «Александра» запрещен к показу в Чечне. В России такой проблемы нет, ведь режиссера нельзя упрекнуть ни в пропаганде насилия, ни в употреблении ненормативной лексики, а что касается остроты его тем, то, по мнению режиссера, сегодня «всякая разумная мысль почему-то обретает политический характер, и чем разумнее, тем острее». Тем не менее, фильмы его не часто увидишь на широком экране.

– Нам не удалось пробиться с этим фильмом в отечественный прокат, потому что киносеть в стране давно уже продана трем американским компания, а национальной сети кинотеатров у нас нет. Подобных вашему Дому кино – 10–20 на всю страну. На мой взгляд, это неправильно, и в каждом городе должен быть национальный кинотеатр, уже потому, что, снимая на деньги налогоплательщиков, мы обязаны отчитаться за их использование, – говорит Сокуров.

Однако иркутским зрителям повезло, ведь режиссер пообещал представить на широком экране в Иркутске все свои работы. Включая недавно законченный четвертый фильм знаменитой тетралогии «Фауст». Он включен в программу Венецианского кинофестиваля, который пройдет с 31 августа по 10 сентября, в это же время состоится и премьера фильма.

Сам режиссер признался, что очень трепетно относится к своей малой родине, хотя покинул ее в детском возрасте. Он очень растрогался, когда поклонники его творчества подарили ему копию, снятую со страницы книги гражданских актов ЗАГСа, где зафиксировано его рождение. А перед этим на пресс конференции Александр Сокуров признался, что сожалеет о том, что посетить свою родину он не сможет никогда – деревня Подорвиха, где он появился на свет, попала в зону затопления Иркутской ГЭС.

– Там, где я родился – вода, поэтому в некотором смысле я утопленник. Это сложное чувство, пронзительное. Чувствую, что по-настоящему лишился чего-то важного.

Режиссер побывал на берегу водохранилища вблизи Тальцов, откуда видно место, где ранее располагалась Подорвиха. Кроме того, Александр Сокуров принял участие в открытии выставки «Эрмитажа» в Иркутске, посетил архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Известный кинематографист также встретился с губернатором Дмитрием Мезенцевым. Вместе они посетили архитектурно-этнографическую экспозицию музея «Тальцы».

Автор: Елена Орлова.

"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ