Его предки молились Вечному Синему небу. Намоленное предками небо сберегло почти сорокалетнюю крылатую жизнь первого летчика Бурятии Логина Убеева
Выражение «силой Вечного Синего неба» предваряет почти все указы и послания, указы монгольских ханов, охранные дощечки-пайцзы и каменописные надписи XIII - XIV веков. Сыну репрессированного крестьянина из улуса Хохорск Логину Убееву передалось особое покровительство Вечного Синего неба.
Сначала юноша устроился в городе рабочим хлебозавода. В 1934 году, когда Верхнеудинск переименовали в Улан-Удэ, в нашем городе открыли аэроклуб. Он ютился в одном из залов Дома обороны, стоящего на углу улиц Смолина и Свердлова. Для обучения летчиков и техников по обслуживанию отбирались лучшие из лучших, физически крепкие молодые люди. Тогда и поступил Логин Убеев на учебу в аэроклуб.
Первые курсанты
«С открытием клуба первыми курсантами были зачислены 32 человека. Встретившись с трудностями учебы без отрыва от производства, неполадками в самом клубе, многие расстались с мечтой стать авиаторами. Тяжелые дни его становления выдержали 19 курсантов. Лучше всех экзамены на право пилотирования У-2 сдали Л. Убеев, И. Ельцов, В. Макаров, Д. Михалев. Они остались в аэроклубе для дальнейшего совершенствования летной подготовки, а затем стали инструкторами», – вспоминал Петр Казаринов в книге «Крылатая юность».
И это только за год напряженной учебы вечерами! В 1935 году первый выпуск летчиков аэроклуба стал знаменательным событием в Бурят-Монгольской Республике. Выпускников пришел поздравить сам руководитель республики, первый секретарь обкома партии Михей Ербанов. Увидев в строю бурята, он подошел к нему, поинтересовался, откуда он родом, и пожелал успехов в летном деле.
В 1936 году, едва переступив 20-летний возраст, Логин Убеев уже налетал 68 часов за 386 вылетов. На третьем году существования аэроклуба широко отмечался День авиации. За парадом наблюдали члены правительства.
«После митинга состоялись показательные выступления авиаторов. Всеобщее внимание привлекло воздушное мастерство Л. Убеева и В. Михалева. На высоте 1000 метров они выполнили «мертвые петли», а затем, убрав газ и погасив скорость, свалили самолеты в «штопор». Набрав вновь высоту, продемонстрировали другие фигуры пилотажа», – пишет Казаринов.
Так первые выпускники аэроклуба становились асами. На два года позже в аэроклуб пришла 18-летняя студентка пединститута Данара Константинова. Встреча с Логином перевернула судьбу и первой летчицы-бурятки. Ради семейного очага отважная красавица оставила учебу в институте и авиацию, спустилась на землю, чтобы растить детей, создавать уют.
Перед войной Логин окончил школу военных летчиков, ушел в армию. После демобилизации приехал в Улан-Удэ, стал дежурным по аэропорту, в конце 1941 года - начальником.
Бомбардировщик, водовоз, разведчик
В сентябре 1944 года Логина Убеева, как опытного летчика, назначили командиром звена самолетов-разведчиков Р-5, в распоряжении 17-й общевойсковой армии под командованием генерал-лейтенанта Данилова. Летчики разведывательных самолетов, на борту которых находились офицеры связи, ежечасно информировали командование армии о дислокации японских войск, поддерживали связь с подразделениями, идущими в первом эшелоне.
Логин Убеев участвовал в ликвидации японской провокации на монголо-синьцзянской границе. Вернулся в Чойбалсан, куда переместился штаб армии. Чувствовалось, что войска накануне больших событий. Будучи уже личным пилотом у командующего армией, Логин Убеев это ощущал по той напряженной работе, которую ему приходилось выполнять. Вместе с офицером связи он летал в любое время суток, в любую погоду. Думал ли он об опасности? Были мысли, конечно. Но больше он беспокоился о машине. Отправляясь как-то в ночной полет, он спросил командующего: «А что, если сломается машина?».
- Получишь новую, - ответил генерал.
«А если сломаю шею, новой, пожалуй, не заменят», - подумал он про себя. Генерал как будто прочел его мысли. Похлопал по плечу:
- Я же верю в тебя, такой ты, разэтакий. Всё будет отлично!
Не раз потом Логин Убеев вспоминал эти дружеские слова генерала. Особенно когда, выполняя свой союзнический долг, советские войска открыли военные действия против милитаристской Японии и 17-я армия с ходу перевалила Хинган, сминая отчаянное сопротивление японцев. Выполняя задания командования, Логину приходилось летать и в ночь, и в дождь. Он был в те фронтовые дни и связистом, и разведчиком, и бомбардировщиком. А в пустыне Гоби был и водовозом. Там наступающие советские моточасти буксовали в горячем песке, вода закипала в радиаторах и испарялась в знойном мареве. «Всё будет отлично!» - это стало для него как заклинание в минуты, когда, казалось, уже нет человеческих сил. «Всё будет отлично!» - приговаривал он, отправляясь в тыл врага с секретным поручением.
Нестандартный летчик
- Всё отлично! - отрапортовал однажды он генералу, доставив в штаб армии офицера-«языка».
Пленный оказался строптивым, и, чтобы в воздухе не мешал полету, Логин запеленал его и подвесил под фюзеляж своего Р-5. В таком спеленатом виде доставил японца в штаб. А когда японца допросили, генерал похвалил: «Молодец, Убеев, ценный трофей доставил!».
Но однажды полет чуть не завершился трагично. В тот день Логин с сопровождающим его офицером приземлились на аэродроме, занятом японцами. Мотор еще работал, к самолету бежали уже десятки вооруженных солдат.
- Газ... и на взлет… - еле выдохнул побледневший от страха офицер.
- Не успеем, - ответил Убеев. - Изрешетят!
Самолет остановился. Логин легко, словно дома, на родном аэродроме, вылез из кабины и спрыгнул на землю. По-японски Убеев не знал ни слова. Стал молча рисовать палочкой на песке. Появился прямоугольник аэродрома, а вокруг изображения танков со звездами на башнях. Японцы озадаченно стали переглядываться. Рисунком Убеев втолковал, что их дело пропащее, они окружены и, если охота жить, надо сдаваться. Пока японцы переваривали это известие, Логин забрался в кабину, помахав озадаченным воякам, дал газ и взлетел.
- Родные сохранили две тетради в твердом переплете - личные летные книжки с грифом «Для служебного пользования». Это пронумерованный и прошнурованный документ, скрепленный печатью и подписями ответственных лиц. В книжках записи в хронологическом порядке от 1935 до 60-х годов - день за днем боевые и трудовые подвиги Логина. За сухими строчками прослеживается напряженный труд первого летчика с огромными перегрузками без сна и отдыха, – показывает семейный архив невестка летчика Наталья Эрдынеевна Убеева.
День Победы СССР над Японией Логин встретил 3 сентября 1945 года в Маньчжурии. И даже в этот праздничный день и до 13 сентября на протяжении восьми часов сделал пять рисковых вылетов в китайские города, еще занятые врагами, с советскими парламентерами, которые вели дипломатические переговоры. Эта запись зафиксирована в летной книжке за подписью начальника штаба Чечина и печатью 446-й авиационной эскадрильи. В 1945 году за боевые заслуги Логина Александровича наградили орденом Отечественной войны I степени.
Новатор авиации
Опыт и мастерство военного летчика, конечно же, пригодились в мирной жизни. Логин Александрович стал пилотом Восточно-Сибирского геологоуправления. И с того дня 1946 года еще 21 год он был прикован к небу. Считал эти годы лучшим временем в своей жизни. В записи от 4 сентября 1947 года значатся полеты в Москву, Арзамас, Урал. В мае 1947 года на своем ПО-2 поднимался к альпинистам на перевал Мунку-Сардык.
Не зная усталости, облетел с геологами всю Восточную Сибирь. Кстати, он стал свидетелем и соучастником открытия знаменитых алмазных трубок в Мирном. Летом 1946 года он работал в Амаканской экспедиции, которая вела изыскания по Нижней Тунгуске и вышла на речку Вилюй. И там-то, недалеко от поселка Нюрба, они открыли ныне всемирно известное месторождение алмазов.
В эти же годы на скромном АН-2 облетел и Красноярский край, Иркутскую область, Бурятию, Якутию, Колыму и Чукотку. С высоты птичьего полета взглянул на Ледовитый океан. Он летал на разных типах самолетов: У-2, Р-5, ПБ-3, УИЛ-2, Ил-2, ПО-2, АН-2 и др. С каждым разом совершенствовались устройство самолетов, система управления, технические характеристики, дальность полетов, высота, скорость, грузоподъемность…Осваивать их было будничной работой первого бурятского летчика.
За долгие годы работы в небе Логин Убеев стал таким мастером высочайшего класса, что на земле его воспринимали как бога. Слагали легенды, что в любую погоду, в любой туман мастерски сделает расчет, точно выйдет на полосу и посадит самолет.
Автор: Андрей Ян