Конфликт жителей и Иркутскоблгаза разрешился только в суде

Дом № 8 на улице Профсоюзной находится недалеко от Иркутского вокзала, это единственная сталинка на всю улицу. В 50-х годах прошлого века его построили для железнодорожного начальства. Естественно, отличная планировка, высокие потолки, огромные кухни. Старожилы рассказывают, что под зданием даже имеется бомбоубежище — на всякий случай. Изначально дом был оборудован газовыми плитами, а по тем временам газ был роскошью. Он поступал в квартиры из баллонной установки, которая находится метрах в двадцати от самого здания, сообщает газета "Пятница".

Остается добавить, что жители дома — люди благополучные, интеллигентные, всегда исправно вносившие плату за газ.

Но 17 сентября 2012 года пришли газовщики и перекрыли вентиль. Без объяснения причин и предупреждений. Когда недоумевающие жители обратились за разъяснениями в Иркутскоблгаз, им в резкой форме заявили, что баллонная установка долгое время не подвергалась надлежащему техническому обслуживанию, однако никаких актов обследования не предъявили. По свидетельству жителей, газовщики с самого начала повели себя с позиции силы, мол, как мы скажем, так и будет, и никто нам не указ.

— Фактически они воспользовались нашей беспомощностью. Нам казалось, что мы живем в средневековом государстве на положении крепостных и у нас вообще нет никаких прав, — вспоминает жительница дома Екатерина Коновалова.

Жильцы писали обращения в прокуратуру, администрацию округа, думу, но все без толку. Столкнувшись с непробиваемой стеной, некоторые из них махнули на все рукой и перешли на электроплиты. Бороться за газ продолжали только самые стойкие. 76-летняя пенсионерка Тамара Валерьяновна не мыслит жизни без газовой плиты. На нем и борщ вкуснее, и картошечка румянее. Для нее отключение газа стало трагедией.

Неизвестно, чем закончилась бы эта история, если бы один из жителей не догадался написать заявление в УФАС. В ведомстве решили, что ситуация действительно подпадает под антимонопольное законодательство. В ходе разбирательства выяснилось, что газовщики проявили непозволительное самоуправство. Как минимум. Что касается договора на обслуживание внутридомовых газовых сетей, то он был заключен с управляющей компанией, которая исправно отчисляла деньги на эти цели. Кроме того, и у самих жильцов имелись договоры с Облгазом, в которых было сказано, что ОАО обязуется поставлять газ в квартиры без всяких оговорок.

В итоге УФАС признало ОАО «Иркутскоблгаз» нарушившим антимонопольное законодательство. Далее последовал иск газовиков в арбитражный суд с требованием отменить решение антимонопольного органа, в удовлетворении которого им отказали. Иркутскоблгаз пытался опротестовать решение в четвертом апелляционном Арбитражном суде, но безрезультатно. Решение УФАС вступило в законную силу, а это значит, что ОАО «Иркутскоблгаз» должен будет выплатить штраф за злоупотребление доминирующим положением на рынке поставок газа для жителей дома.

По словам заместителя руководителя Иркутского УФАС Ольги Космачевой, Облгаз мотивировал прекращение подачи газа заботой о безопасности. Но ведь никто не требовал, чтобы работы по обеспечению безопасности проводились бесплатно. Если бы газовики пришли к людям и нормально объяснили, зачем надо оплачивать работы по обслуживанию оборудования, что есть соответствующее постановление правительства и что это не их фантазия, то наверняка жители не стали бы спорить. Но вопрос об увеличении платы за внутридомовое обслуживание не обсуждался.

— Аналогичная ситуация была в газифицированном доме по другому адресу. Там обе стороны сумели найти решение: техническое и по цене. У них тоже была групповая баллонная установка, и жители были готовы профинансировать необходимые работы, в том числе по ее переносу, — говорит Ольга Кирилловна.

То есть речь идет о методах работы с потребителями. Сегодня управляющие компании, Энергосбыт, телефон-интернет пытаются понравиться своим клиентам, научились вежливо принимать заявки и выслушивать претензии. Бывают, конечно, и у них промахи, как без этого, но в целом они явно заинтересованы в лояльных клиентах. Что же касается Иркутскоблгаза, увы, общение с потребителями у них осталось на уровне прошлого века.

Взять хотя бы такую простую вещь, как доведение информации до жителей. Когда год назад я проводила опрос среди иркутян, выяснилось, что большинство вообще ни сном ни духом не знали о том, что необходимо отдельно оплачивать работы по техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования. Но ведь можно наладить обратную связь, можно донести важную информацию до людей. Управляющие компании в каждом подъезде вывешивают свои информационные щиты. Газовщики — никогда. Видимо, считают, что их потребители не достойны такой роскоши. Кроме щитов есть газеты, телевидение, радио, Интернет, из которых можно почерпнуть массу полезной информации, но только не о деятельности Иркутскоблгаза.

Кстати, об Интернете. Сегодня у всех организаций есть свои странички в Сети, даже если в компании работают всего три человека. У Иркутскоблгаза тоже есть сайт, но он не работает. Причем уже давно. Очень странно, тем более в наше время! Даже если нет денег на содержание сайта, можно создать аккаунт в социальных сетях — это абсолютно бесплатно. Ну а разговаривать с клиентами с позиции силы — это вообще неприемлемо.

Надеюсь, что Иркутскоблгаз извлечет из всей этой истории урок для себя. Если они, конечно, не хотят лишиться клиентуры. Кстати, желающих выйти из «газового рабства» в Иркутске становится все больше и больше. Люди просто не хотят иметь дело с этой организацией. Слишком хлопотно и небезопасно. Поэтому второй важный урок из этой истории должны извлечь потребители газа. Безопасность ваших плит — это ваша забота. Никто к вам не придет, если вы не заключите договор и не заплатите определенную сумму (стоимость зависит от количества горелок).

Что касается газовых коммуникаций вне квартиры — здесь уже полномочия вашей управляющей компании. И чтобы потребитель мог себя защитить, у него должны быть договоры с газоснабжающей организацией на поставку газа и на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Позиция Облгаза

Такой диалог состоялся у меня с главным инженером компании Дмитрием Мудровым.

— Почему был отключен газ?

— Потому что это было небезопасно, но жители, к сожалению, этого не понимают. Будем ждать последствий.

— А что конкретно не понимают люди?

— То, что баллонная установка находится в опасном месте, рядом сараи. А мы не можем обеспечить безопасное использование газа. Необходимо провести диагностику оборудования, но люди не хотят понять, что это их имущество, и не хотят оплачивать технические работы по обслуживанию оборудования.

— Вы будете опротестовывать решение суда?

— Нет, это бессмысленно.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ