«Похожая только на себя»: артистка Иркутского ТЮЗа Галина Проценко

Есть люди, чьи имена неотделимы от Иркутска, их творчество — составная часть духовной жизни города. Одно из таких имен - Галина Леонидовна Проценко, заслуженная артистка России, ведущий мастер сцены Иркутского областного ТЮЗа им.А.Вампилова

Лора ТИРОН

На втором этаже театра, в пространстве балюстрады, расположена портретная Галерея актеров театра, названная «Золотой историей ТЮЗа». Среди них - портрет Галины Леонидовны: статной, красивой, изящной, выполненный художником Татьяной Ларевой. Изображение портрета - внизу материала. 

Есть в благородной и горделивой осанке актрисы, в её лице что-то недосягаемое и... очень близкое. В динамичном повороте головы угадывается сдержанность чувств, одновременно с пытливостью и бесстрашием.

Более пятидесяти лет назад Галина Леонидовна приехала в Иркутск и вошла в труппу ТЮЗа, сразу став любимицей публики, признанным лидером коллектива, его звездой. В этом театре она была удостоена почетного звания «Заслуженной артистки России». Что же надо было сыграть и как, чтобы стать личностью, яркой и популярной, быстро обрести признание и любовь публики? В Иркутском ТЮЗе у молодой яркой актрисы было много разноплановых ролей, благодаря которым шлифовался и приобретал огранку её талант. Одна из первых больших ролей – Лёлька из спектакля «Город на заре» Алексея Арбузова в постановке Владимира Симоновского, за которую она получила первую премию на молодежном театральном фестивале в
Иркутске и поощрительную творческую командировку в Москву.

Разбирая старые программки и газетные рецензии, я нахожу отзывы рецензентов тех лет об этой роли: « Героиня Галины Проценко подкупает зрителя своей непосредственностью, задором молодости, где проявляется не только ее искренность и природное дарование, но и умение выстроить роль в
развитии». Спектакль пользовался огромной популярностью,
переворачивал сознание «шестидесятников», был очень актуален и его смогли посмотреть десятки тысяч зрителей города и области.

Затем режиссером Владимиром Федосеевым был поставлен спектакль «Яков Богомолов» М. Горького, где она играла Ольгу. И снова удача и большой успех. Актриса Галина Проценко и её муж Вениамин Филимонов за роли в этом спектакле были удостоены дипломов второй степени на юбилейном горьковском фестивале в Москве, а затем вышла большая доброжелательная рецензия в московском журнале «ТЕАТР».

Шел 1968-й год. Последовал еще ряд крупных ролей: Гертруда в «Гамлете» Шекспира, Ниса в « Дурочке» Лопе де Вега, Людмила в «Детях Ванюшина» С. Найденова, Анна Австрийская в «Трех мушкетерах» и Мерседес из «Графа Монте –Кристо» А.Дюма, Тунгуска из «Прощания с

Матерой» В.Распутина, Шарлотта из чеховского «Вишневого сада»... Почти все главные роли, а если и не главные, то она просто брала и делала их главными и значительными — силой мастерства, харизмы, безошибочным вкусом и чувством стиля.
Всего за годы работы в театре Галиной Леонидовной сыграно более 200 ролей, созданы самые разноплановые образы отечественной и мировой драматургии, отмеченные высоким профессионализмом,глубиной прочтения, творческим подходом.
Переиграно огромное число детских сказок и спектаклей, где она была и Месяцем -Месяцовичем в «Коньке-Горбунке», и хитрой Лисой в «Красной шапочке», Колдуньей в «Маленьком Муке», мисс Минчин в «Принцессе Кру», и где сегодня выходит шаманкой Аюной в «Легендах седого Байкала» Л.Иоффе, В.Токарева, лапландкой в «Снежной королеве» Г.Х.Андерсена…

Галина Леонидовна является представителем практически исчезнувшего в театре историко-романтического амплуа, предполагающего умение носить королевский костюм, держать осанку. Рамки этого амплуа не исчерпывают творческих возможностей актрисы, она хороша и разнопланова в любой роли и сегодняшний период творческой жизни актрисы говорит об этом. 

Она и сегодня востребована и много занята в репертуаре.
Проработанностью мельчайших черт своего персонажа, абсолютной внутренней законченностью, точным отражением режиссерского замысла отличается её великолепная роль Баронессы в спектакле «Портрет» по мотивам произведений Н.В. Гоголя в постановке Александра Гречмана. Кропотливо она работала над образом, составляя его из мелких деталей, придумывая пластику и характер – властный, сильный, психологически сложный, неоднозначный. Гордая посадка головы,благородство позы, сила мысли и короткие реплики, которые она бросала, не глядя на главного героя, а как бы через плечо - завораживали, потому что было в её облике что-то иррациональное, даже не земное, колдовское и притягательное одновременно. 

Интересна и изобретательна её работа в спектакле «Восемь любящих женщин» Р. Тома режиссера Виктора Токарева, где она исполняет роль Бабушки. Детально актриса нащупывала характер, передавая его тончайшие нюансы, наполняя образ Бабушки глубоким психологизмом и ведя роль мягко, передавая тончайшие нюансы, умея органично и эмоционально перестраиваться, заставляя зрителя разгадывать её загадки.

За годы служения театру не одно поколение иркутян видело её на сцене в самых разных ролях, где она могла блистать красотой и темпераментом, вызывать слезы или душевный трепет. В привычное понятие актерского амплуа Галину Проценко вместить трудно, она может воплощать на сцене любой образ. Слагаемые её успеха и таланта бесконечны. Они включают в себя интуицию, темперамент, вдохновение, наблюдательность, умение сводить множество человеческих жизней в единый сценический образ.

С возрастом её неоценимым качеством становится жизненный
опыт, умение в отдельных деталях увидеть картину мира. Её герои - это и есть образное выражение времени, в котором она живет. И не важно, играет она персонаж в классической пьесе или свою современницу. В связи с этим можно вспомнить, как замечательна актриса в спектакле «Сураз» по рассказу В.Шукшина в постановке режиссера А.Гречмана. Галина Леонидовна играет здесь роль учительницы немецкого языка - простой женщины, притягивающей своим обаянием и умом. Она не спешит стать судьёй дерзкому, всеми гонимому главному герою - Спирьке. Она понимает его, сочувствует и даже любит по-своему, относясь к нему с теплым печальным сочувствием как человек душевно-развитый и благородный.

Галина Леонидовна всегда устремлена ко всему новому. Внутренне подвижная, актриса всегда с радостью идет на эксперимент, предлагаемый режиссерами. С удовольствием она приняла участие в Режиссерской Лаборатории «Молодые режиссеры – детям» в рамках международного театрального проекта «Открытые двери». Вотрывке «Никто не может этого изменить» (по рассказу А.Геласимова «Нежный возраст») режиссера Татьяны Ворониной она играла роль соседки мальчика, который не может найти взаимопонимания с родителями, отдаляясь от них, зато находит его в привязанности к пожилой соседке, живущей в квартире напротив, сумевшей открыть ребенку целый мир. Эскиз роли, который она показала, был глубоким и убедительным, что позволило говорить о несомненной удаче и большой проделанной актерской работе. 

Нельзя не сказать и о роли Матушки в спектакле В. Хайрюзова "Иннокентий" в постановке режиссера Виктора Токарева. Спектакль получил высокое признание жюри, зрителей и участников Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» в Москве,завоевав главный приз. Роль, исполняемая Галиной Леонидовной в этом спектакле не большая, но значимая по внутреннему духовному наполнению, атмосфере спектакля. Её персонаж - как камертон нравственности, совестливости и любви.

В своем возрасте она бодра, полна сил, энергии и того оптимизма, который помогает жить.  На протяжении всей творческой жизни она всегда удивляла и радовала зрителя. Любая её сценическая работа– всегда непредсказуема, значительна, и в которой всегда присутствует новизна. Над каким бы образом не работала актриса, она знает, что человек состоит не только из черного и белого. Он многоцветен и многогранен, тем и интересен. Она убедила несколько поколений зрителей, что у нее вообще нет возраста, и нет ничего неподвластного ее дарованию. Так же безбрежна и ее преданность родному ТЮЗу им. А.Вампилова и железная сила воли. Формула успеха этой актрисы проста: труд и талант лежат в основе её творчества.

Несомненно, возраст берет своё, но она никогда не позволяет себе расслабиться, дать зрителю почувствовать, что ей тяжело или плохо. Всегда подтянутая, с прямой спиной и высоко поднятой головой, она выходит к своим зрителям в новых спектаклях, чтобы зажечь в ком-то свет надежды, веры и любви.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ