Путешествие по Байкалу – один из самых востребованных туров. Туристы рвутся не только окунуться в священные воды, но и увидеть красоты славного моря с корабельной палубы. В некоторые заповедные места добраться можно только по воде. И такую уникальную возможность могут предоставить только современные суда. Комфортабельные теплоходы, построенные к тому же с учетом байкальских условий, готовы сойти со стапелей Улан-Удэнского судостроительного завода. Рост экономики Бурятии неминуемо потребует и восстановления выгодного речного транспорта. И на предприятии есть все условия для строительства как белоснежных многоместных яхт, так и речных паромов и крупнотоннажных барж.
Реки – вены
За новым судовым составом на Байкале, а также за речным пароходством на прибайкальских реках будущее – в этом уверен генеральный директор ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания» Вадим Багненко. Увеличивающийся туристический поток на Байкал неуклонно будет способствовать возрождению судоходства на Селенге и Ангаре, сократившегося за годы экономических реформ. Этого же в последние годы добиваются власти Бурятии и Иркутской области. Да и перевозка грузов речным транспортом обходится значительно дешевле, нежели любым другим, – яркий тому пример судоходство на Лене.
– Развитие речного транспорта в Бурятии, впрочем, как и везде в стране, переживает не самые лучшие времена, – признается Вадим Багненко. – Но он гораздо экономичнее авиа- и автосообщений. Речной транспорт – самый выгодный из всех: за один раз можно перевезти, например, 200-300 тонн груза. Судоходство на Селенге не просто свяжет столицу Бурятии с байкальскими портами, но и может повлиять на развитие поселений.
Речной узел в Улан-Удэ позволит восстановить водное сообщение со всеми портами озера Байкал как на бурятской, так и на иркутской стороне. Водный транспорт восстанавливается и развивается в Иркутской области, где велики объемы северного завоза, осуществляемого по воде, растет объем пассажирских перевозок. Также туристические фирмы широко используют в своей деятельности круизные туры и прогулки. И повсеместно с различной остротой встает задача обновления плавсостава. Назрела эта потребность и в Бурятии. Необходимо отметить и то, что только в Улан-Удэ сохранено настоящее промышленное судопроизводство, соответствующее всем российским и международным требованиям.
В этом году Улан-Удэнский судостроительный завод построил малый паром для с. Хамней Закаменского района. Это позволит местным жителям попадать в свои угодья, которые делит пополам р. Джида.
– В ближайшем будущем мы планируем вывести производство малых паромов в новое направление нашей деятельности, так как видим интерес предпринимателей к такому типу судов. То есть у этого направления есть перспективы, и мы надеемся, что производство малых паромов постепенно станет серийным, – рассказывает генеральный директор.
Но основной речной путь – это все-таки Селенга. Путешествие по Байкалу может начаться уже в Улан-Удэ. Для развития этого направления усилий одного завода недостаточно: необходимо обратить внимание на очистку русла, провести дноуглубительные и руслообразующие работы, создать условия для судоходства. А в том, что спрос на такой вид транспортных услуг будет, сомневаться не приходится.
Комфорт и качество
Сегодня на Байкале в навигации участвуют порядка 250 судов различного уровня комфортабельности. Но это в основном еще советские грузовые и рыболовецкие суда, лишь слегка модернизированные под требования современности. Байкальскому водному транспорту необходимо обновление, это признают как специалисты, так и, а это самое главное, туристы.
– Обновление парка нужно, – отмечает специалист иркутской фирмы-туроператора Александр Верхозин. – Необходимы не просто надежные «посудины», но и удобные для прогулок и круизов суда.
Выпускаемые Улан-Удэнским судостроительным заводом суда отвечают двум основным требованиям: комфорт и качество. Это уже не переделанные под минимальные требования речного регистра «Ярославцы», а настоящие комфортабельные яхты. Завод может выпускать в серию суда типа «Унга» (длина 28 м) и «Уда» (17 м). Наиболее перспективной является «Уда», которая изначально задумывалась как прогулочное судно – семейная яхта, более комфортабельная, чем суда советской эпохи. На этом судне с максимальным уровнем комфорта могут путешествовать 5-6 человек. А яхта типа «Унга» предназначена для 10-12 человек. Все суда, произведенные УУСЗ, изготавливаются с большим запасом прочности и безопасности и соответствуют тем повышенным экологическим требованиям, которые необходимо соблюдать на озере Байкал.
– Два года – это самый минимальный срок от дня согласования технического задания, за который судно можно поставить на воду. Именно поэтому о строительстве новых судов для Байкала нужно думать уже сейчас, пока туристический поток мал, – подчеркивает Багненко.
И в этом он прав, пока туристы не разочаровались в «посудинах», курсирующих по Байкалу, пока они готовы довольствоваться видами с берега, надо успеть сделать следующий шаг. Обустроить прибрежную инфраструктуру, восстановить порты, построить причалы и, самое главное, судовой состав.
– К этому вопросу надо подходить более комплексно. Например, пока мы не видим заинтересованности в отношении строительства пассажирских и туристических теплоходов. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа сегодня развивается, в основном, в направлении строительства наземных объектов. А когда наступит момент и потребуются новые суда, построить их вот так сразу будет непросто: это потребует длительного периода времени, – отмечает Вадим Багненко.
Тем не менее задача объемного строительства по плечу улан-удэнским судостроителям, которые в состоянии вести серийное производство и строить эксклюзивные суда. Об этом свидетельствуют как новые типы судов, так и огромная комфортабельная многопалубная яхта, которая в настоящее время достраивается на стапелях судостроительного завода.
ФОТО: Марк Агнор: Вадим Багненко