Два имени из мировой культуры, два юбилея: и малоизвестному, но талантливому польскому художнику Немировскому, и признанному композитору-романтику Шопену в 2010 году исполнилось 200 лет.
Как эти даты связаны с Иркутском?
Напомним: нынешней весной, 5 мая, в Доме Волконских появилась серия графических работ польского художника Леопольда Немировского. В присутствии генерального консула Республики Польша в Иркутске Кшиштофа Чайковски и министра культуры и архивов области Веры Кутищевой вся серия была передана в дар Иркутскому музею декабристов.
В «Байкальских вестях» № 32 мы рассказывали об этом своим читателям. Директор музея декабристов Елена Добрынина тогда, в мае, сказала: «Мы чрезвычайно рады принять эти работы в дар нашему музею. Событие это очень значимо для нашего города. Мы стали обладателями великолепных копий тридцати работ Леопольда Немировского, выполненных в той же технике, что и оригиналы. Подлинники хранятся в Национальном музее Польши в Варшаве».
Торжественно и официально передавая музею эту выставку, Кшиштоф Чайковски говорил, что для представителей Польши большая честь — сотрудничать с министерством культуры Иркутской области и с музеем декабристов. Генеральный консул выразил надежду на то, что в конце года совместно с иркутянами удастся издать альбом Леопольда Немировского.
И вот эти намерения реализованы — и в рамках фестиваля «Декабристские вечера» друг Дома Волконских г-н Чайковски представляет гостям только что изданный альбом графики «Путешествие по Восточной Сибири Леопольда Немировского. Рисунки, литографии, акварели».
Как пояснили Кшиштоф Чайковски и директор музея декабристов Елена Добрынина, издание альбома — это продолжение совместной книжной серии «Польско-сибирская библиотека».
Участник национально-освободительного движения в Польше, на двадцать лет сосланный в Сибирь, Немировский, юрист по образованию и профессии, только в Сибири обнаружил в себе творческие способности художника-графика. Увидев его рисунки, директор Усольской солеварни, где он работал, освободил его от физического труда и взял к себе в дом учителем рисования для своих детей, а вскоре Немировский обучал рисованию уже детей генерал-губернатора Восточной Сибири Руперта.
В Иркутске он подружился с декабристами, бывал в доме Сергея и Марии Волконских. А что касается художественного творчества — то именно оно помогло Немировскому не только выжить в условиях сибирской ссылки, но и развиваться, совершенствоваться, путешествовать по берегам Байкала, в Саяны, а также — беспрецедентный случай! — участвовать в государственных экспедициях в Якутск, Охотск, на Камчатку. И всюду он делал этюды, зарисовки, наброски. Оттого так близки к документальности его листы с изображением жизни и быта разных народов Сибири, географических ландшафтов, природы. Обладают они и немалой художественной ценностью.
И вот альбом с уникальными рисунками, акварелями и литографиями издан и даже подарен сибирякам — так же, как и выставка, которая отныне стала постоянной экспозицией интерьера Дома Волконских. Предисловие к альбому написал генеральный консул Кшиштоф Чайковски, альбом предваряется статьями доктора исторических наук, профессора Болеслава Шостаковича, директора музея декабристов Елены Добрыниной и искусствоведа Татьяны Огородниковой.
«Представляемый в 200-ю годовщину со дня рождения Леопольда Немировского альбом позволяет польскому художнику спустя почти 150 лет вернуться в Восточную Сибирь и совершить с современниками очередное «Путешествие». Благодаря помощи Сената Республики Польша, Министерства культуры и Национального наследия, Иркутского музея декабристов, Иркутского областного краеведческого музея и Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева Леопольд Немировский возвращается в Сибирь не как ссыльный, а как великий польский художник». Такими словами г-н Чайковски завершает свое вступительное обращение к читателям альбома.
Переходным моментом ко второй части вечера и ее герою — Фредерику Шопену—стал еще один подарок от генерального консульства: г-н Чайковски передал в дар музею декабристов бюст композитора.
Участник национально-освободительного движения в Польше, на двадцать лет сосланный в Сибирь, Немировский, юрист по образованию и профессии, только в Сибири обнаружил в себе творческие способности художника-графика. Увидев его рисунки, директор Усольской солеварни, где он работал, освободил его от физического труда и взял к себе в дом учителем рисования для своих детей, а вскоре Немировский обучал рисованию уже детей генерал-губернатора Восточной Сибири Руперта.
А потом звучала фортепианная, инструментальная и вокальная музыка Шопена, одного из самых любимых композиторов декабристов. В программе приняли участие юные, но уже ярко проявившие себя ученики Иркутского музыкального колледжа. Слушатели были приятно удивлены хорошей техникой исполнения и глубиной проникновения в музыкальный материал пианистов — стипендиатов фонда «Новые имена» Юлии Савиной (преподаватель Наталья Кулькова) и Михаила Мочалова (преподаватель Елена Попцова), а также Ксении Галюкшевой (Дмитрий Басков), Ларисы Фроловой (Наталья Венгер), Екатерины Лапко (Людмила Недбай), Марии Бобровой (Татьяна Марочкина). Интересным было и выступление одаренной виолончелистки Доры Соколовой (преподаватель Татьяна Шишкина).
О духовных, эстетических связях декабристов и Шопена говорила ведущая концерта Марина Токарская, музыковед и художественный руководитель Иркутской филармонии, а исполняемая музыка чередовалась с поэтическим словом — звучали стихи Адама Мицкевича и других польских поэтов, его современников.
Завершали программу концерта взрослые музыканты-профессионалы – альтист и вокалист Александр Фадеев, певица Галина Григорьева, пианист Юрий Исаев. Царил в этот вечер только один композитор — Фредерик Шопен.
Любовь Сухаревская. Фото автора