Швейцарский консорциум Gruppo ASG написал письмо президенту Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить рассмотрение своего предложения о строительстве нового иркутского аэропорта. Инвестор готов вложить в проект $6 млрд собственных средств. Минтранс продолжает уверять, что инвестора для проекта за четыре года так и не нашлось.
Ускорить строительство нового аэропорта Иркутска еще в 2006 году поручил Владимир Путин будучи президентом России, после того как самолет авиакомпании «Сибирь» (сейчас S7) не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы, врезался в частные гаражи, расположенные рядом, и загорелся. В результате катастрофы погибли 124 человека. «Нельзя экономить на безопасности наших граждан, да и развивать инфраструктуру тоже нужно», — отметил президент.
За четыре года поручение так и не было выполнено. «Площадка для строительства выбрана, — сообщил на недавно прошедшем Байкальском экономическом форуме в присутствии Сергея Нарышкина, руководителя администрации президента России, глава Минтранса Игорь Левитин. — К сожалению, на сегодня пока нет инвестора, который готов построить за счет внебюджетных средств новый терминал аэропорта. Средства из федерального бюджета на эти цели зарезервированы. Мы предлагаем крупным компаниям построить этот объект вместе с нами».
Для строительства на месте, предложенном Минтрансом, инвестора найти невозможно, соглашаются эксперты. Министерство нашло площадку недалеко от Иркутска, в районе села Поздняково. Ее уже трижды браковала Главгосэкспертиза.
Причины — сложный рельеф (он позволяет построить стоянку лишь на 30 мест, то есть меньше, чем в существующем аэропорту), частые в этих местах туманы и необходимость в огромных инвестициях. В Поздняково есть военные объекты, которые Минобороны согласно переместить только за счёт сметы строительства аэропорта, говорит представитель Gruppo ASG Андрей Скулин, при том что некоторые объекты стоят дороже аэропорта. «Какой инвестор будет глупцом, что всё это будет оплачивать?» — задается вопросом Скулин.
Швейцарцы предлагают для строительства аэропорта другое место — вблизи Усть-Ордынского. Оно прошло уже все технические согласования, говорит Скулин. Там нет таких туманов и придётся переместить всего 1,8 млн кубометров грунта, а не 23 млн кубов, как в Поздняково (это примерно в три раза больше объема плотины Иркутской ГЭС).
Инвестор, известный реализацией проекта строительства аэропорта в Бангкоке (с пропускной способностью 45 млн пассажиров в год), терминалов и других объектов в аэропортах Торонто, Нью-Йорка, Мюнхена, Кёльна, Буэнос-Айреса, Каира, готов построить объект в Иркутске полностью за свой счет. «Мы готовы инвестировать $4—6 млрд на условиях концессии, — говорит Скулин. – Срок окупаемости рассчитан примерно на 10 лет, затем консорциум, окупив инвестиции и заработав оговоренную заранее норму прибыли, уйдёт из аэропорта».
Швейцарцы уверены в выгодности проекта, особенно если ориентировать его на полеты грузовых самолетов по кроссполярным маршрутам. «Сейчас зарубежные грузовики летают по-старинке — по кругу, огибая Россию по традиционным маршрутам, — говорит Скулин. — Напрямую лететь невыгодно — приходится брать вместо груза лишний керосин. Если построить новый мощный аэропорт, под Иркутском можно будет сажать 14—15 только большегрузных грузовых воздушных судов в час, плюс мелкие грузовики и пассажирские лайнеры».
Но частный швейцарский проект Минтрансу оказался не интересен. В июле на имя министра было направлено письмо, говорит Скулин, которое обсуждалось в Минтрансе «с кратковременным участием самого министра транспорта Игоря Левитина».
«Именно после этого обсуждения состоялся Байкальский форум, на котором Левитин публично заявил, что нет инвестора для строительства аэропорта вблизи Иркутска», — сетует Скулин.
На днях швейцарцы написали письмо на имя президента Медведева, в котором гендиректор Gruppo ASG Агим Джинали просит «дать указание Минтрансу РФ и правительству Иркутской области безотлагательно приступить к подготовительным мероприятиям по реализации предложения».
В Минтрансе «Газете.Ru» подтверждают, что знают о проекте швейцарцев, но заявляют, что «решение на эту тему принимает Росавиация, которая как раз и занимается развитием аэропортовой инфраструктуры». В самой же Росавиации о швейцарских инвесторах слышат впервые.
«Мы в курсе только проекта Поздняково», — говорит пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский.
Позиции Минтранса есть свое объяснение. «В разработку проектной документации по проекту Минтранса в Поздняково из бюджета уже вложено 500 млн рублей, и деньги эти не были потрачены целевым образом», – говорит источник «Газеты.Ru», знакомый с проектом Поздняково. Если ведомству удастся договориться с Главгосэкспертизой России, то из федерального бюджета на само строительство будет выделено ещё 15 млрд рублей. Остальные средства предполагается направить из внебюджетных источников и средств региона.
«У нашего Минтранса действительно есть свои представления о развитии транспортной инфраструктуры, зачастую не совпадающие с мнением участников рынка и экспертов», — говорит руководитель консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. Но в данном случае оценивать правильность позиции Минтранса сложно, добавляет эксперт: концессионные проекты, как правило, очень длинные.
«Правда, судя по тому, что предлагают швейцарцы, проект довольно удачный, — говорит Рыбак. — Этот аэропорт, безусловно, был бы востребован». Одним из главных препятствий развития кроссполярных и транссибирских перелетов в глазах зарубежных авиакомпаний и авиавластей было отсутствие резервных и перегрузочных аэропортов, напоминает он: «Так что уговаривать садиться в Иркутске особо никого бы не пришлось». Сейчас «только 14 аэропортов в Сибири и на Дальнем Востоке могут выполнять роль запасных площадок для кроссполярных перелётов», признал на встрече с министрами транспорта ряда стран в ноябре прошлого года и президент Дмитрий Медведев.
ТЕКСТ: Андрей Ковалевский
ФОТО: ivandalavia/airliners.net