Отдых без передышки

Опасно ли покупать путевки в турфирмах Читы?

То, что забайкальцы стали чаще и активнее ездить отдыхать за границу, уже не секрет. Самолеты доставляют нас на лучшие пляжи прямиком из Читы, и это здорово. Но тут подстерегает опасность: недобросовестные турфирмы, некомфортный отдых и прочие «не», которые могут испортить честно заработанный отпуск любому из нас.

Как не пролететь с туром, а также какова нынче ситуация в турбизнесе края, мы спросили у Олега ОСИПОВА, директора одной из туристических компаний города.

- Насколько сегодня высока конкуренция среди турфирм?

- - Есть конкуренция добросовестная, а есть не очень. Есть фирмы, которые честно конкурируют на рынке, если это касается знаний, опыта. Недобросовестная конкуренция – это, прежде всего, конечно, демпинг. Демпинг на рынке края присутствует, но во всех учебниках по экономике в теории прописано, что демпинг постоянный и для всех ведет компанию к краху. Демпинг возможен лишь для трех вещей: очистка склада (для торговли), завоевание положения на рынке и завоевание лояльности постоянных клиентов – это даже не демпинг, а скидки.

- - А чем демпинг турфирм опасен для простого туриста?

- Если компания постоянно демпингует, как я уже говорил, в какой-то момент ее ждет крах. Если начинаешь демпинговую кампанию, чтобы завоевать свое положение на рынке, нужно правильно рассчитать свои возможности. Ты должен понимать, каков у тебя запас средств, ты должен платить аренду, должен платить сотрудникам, и если деньги заканчиваются, то компания просто не сможет оплатить туроператору. У нас был такой пример в городе, если помните, туристическая компания «Атлантик», они как раз на этом и погорели. Когда в очередной раз туристы приехали в Иркутск, люди просто не смогли вылететь, потому что у компании закончились средства.

- Как же туристу выбрать надежную и честную фирму, чтобы не пролететь с туром и хорошо отдохнуть?

- Средняя скидка по турфирмам, здоровая скидка, которая сегодня наблюдается в городе – это 5%. Потому что средний валовый доход компании - это 10%. То есть туроператор платит в среднем 5%, есть которые платят чуть больше. И если компания дает скидку больше половины дохода, это уже утопия… Ждите, скоро эта компания закроется и кто-то из клиентов обязательно «попадет».

- Если простыми цифрами, то улететь в Таиланд за 15 тысяч – утопия или нет?

- В среднем для тура в Таиланд нормальная цена – около 30 тысяч рублей. Сейчас, правда, цены завышены, потому что самый пик сезона. И если от 30 тысяч рублей отнять 5%, то ваша скидка составит 1500 рублей. То есть вы сэкономили полторы тысячи, и из-за этой суммы вы рискуете своим отдыхом. Если компания банкротится, деньги вам она не вернет. Поэтому выбирайте: компания, которая дорожит своим положением, пусть и не делая умопомрачительных скидок, - либо полторы тысячи рублей в сомнительной компании?

«Потратив кучу денег, можно так и не увидеть Таиланда»

- Какое направление пляжного отдыха сейчас наиболее популярно у забайкальцев?

- По данным прошлого лета, 74% наших клиентов, несмотря на то что много конкурентных предложений, посетили Юго-Восточную Азию. Это Таиланд, Хайнань, Въетнам. В 2011 году в Таиланде был прирост туризма 84% за год.

- А кроме Азии какие-то новые веяния появляются в туристических предпочтениях наших земляков?

- Конечно. Если не считать Турции, вот уже три года подряд набирают популярность Испания и Греция с вылетом из Иркутска. Зимой очень популярны Карибские острова, это Доминикана и Куба с вылетом из Москвы. Это уникальные места, в частности Куба - это совершенно разнообразный отдых. Там есть полуостров Варадеро, где, наверное, самый мелкий и самый белый песок в мире, он как пудра. Плюс очень доброжелательные люди и очень низкие цены. Кроме того, в самой старой Гаване вся архитектура колониального стиля, очень красиво. Как они танцуют, как они живут! Там обязательно стоит побывать.

- А как быть с выбором отеля, как не прогадать?

- Например, касаемо Таиланда, часто люди, которые там не были еще, они приходят и говорят, что им нужен отель «пять звезд». Но, по-моему мнению, Таиланд это не отельный отдых. Можно потратить кучу денег на отель и так и не увидеть Таиланда. «Пятерка», допустим, может находиться, к примеру, как Le Meridien 5*, в отдельной бухте, и рядом ни кафе, ни ресторанов, ни магазинов. И кроме того, что вы потратили кучу денег на отель, вы еще и на такси потратите кучу денег.

«Летние туры надо покупать с февраля»

- Что вы думаете о нынешних ценах на авиабилеты до Москвы? Сказывается ли это на турбизнесе и можно ли что-то сделать с этой ситуацией?

- Ничего нельзя сделать, это спрос. У нас летает 320 Airbus, в нем 160-180 мест, у нас в день рейса три. В том же Владивостоке при том же числе рейсов самолеты летают вместительностью едва ли не в два раза больше. Отсюда и разница в ценах. Что тут сделать? Можно заранее покупать билеты. Мы постоянно пытаемся сориентировать туристов, чтобы они заранее брали туры. Ведь даты отпуска у многих известны намного вперед. Тут можно пользоваться той привилегией, что в это время многие отели предоставляют скидку до 30-40% на летний период.

- Рейсы из Читы по каким еще турнаправлениям могут появиться?Возможны ли вылеты в будущем в ту же Грецию?

- Уже продаются туры на Пхукет, появится Вьетнам. Что касается Греции и Испании, я думаю, это очень сложные направления, находятся далеко. У Boing 757, который находится в распоряжении туроператора «Пегас-Туристик», полетного запаса не хватит на Испанию или Грецию, а если садиться в Иркутске – это дополнительные расходы, да Иркутск и без нас заполняет свои самолеты. А Boing 767 вместительностью 300 человек, я боюсь, мы не заполним. Будет высокая цена и туристам будет невыгодно. Так что эти направления у нас если и будут, то очень нескоро.

- Какова сейчас заполняемость существующих рейсов из Читы на пляжные направления?

- Вообще, «Пегасу» очень понравилось, средняя заполняемость у нас зимой была 97% и поэтому они поставили летнее направление Таиланд и Турция, и опять же сейчас идет заполнение практически 100%. Соответственно по этим данным сейчас с осени поставили четыре вылета в Бангкок, два вылета на Пхукет и два вылета во Вьетнам. Для Читы это уже много. И все зависит от статистики, как мы будем заполнять эти рейсы зимой, такова и будет полетная программа следующим летом.

- Как сказываются на спросе волнения или ЧП в той или иной стране?

- Цены уменьшаются, и знающие люди туда летят. Взять, например Египет, сейчас там волнения, и поток туристов туда уменьшился, после чего цены снизились и, например, в нашей компании наоборот поток туристов увеличился.

- А акулы людей пугают? Тот же Египет?

- Анализировать нужно каждую конкретную ситуацию. Просто я как дайвер могу сказать: акулы не нападают на людей. Я плавал с акулами. Поэтому не надо кормить акул из рук мясом, и все будет замечательно. И у акулы очень узкий рацион питания. Вообще самое опасное животное в мире это человек. Вы не представляете, сколько он акул уничтожает за год. А случаи нападения акул на людей в мире – они единичны. Между тем, 110 человек в день погибает в ДТП в России, из них 30 дети – почему об этом не трубят вовсю?

«У нас зимой даже снега нет»

- Можно ли по-настоящему хорошо отдохнуть в пределах края? Что нужно для развития внутреннего туризма в Забайкалье?

- Качество обслуживания нужно улучшать. Допустим, на Арее люкс так называемый стоит 3000 рублей, площадь его 12 кв.м. и там может клаустрофобия начаться, плюс в нем ничего нет. И для сравнения в Таиланде - номер снять на неделю можно за пять тысяч, причем, это хоть и не люкс будет, но там будет как минимум 30 кв.м и полная укомплектованность, душ и прочее. Чтобы у нас развивался туризм, нужно привлекать деньги, а чтобы привлекать деньги, нужны богатые туристы. Для этого нужно создать инфраструктуру, которой у нас нет. У нас даже гостиниц нормальных в Чите нет.

- А если развивать отдых на том же Арахлее?

- А если взять Арахлей, то там тоже никто не хочет ничего развивать. Владельцы баз открытым текстом говорят: нас так все устраивает, нам ничего не надо. Здесь нужна государственная поддержка. Начнем с того, что у нас сам край бедный, все здесь плохо, электричество дорогое. Взять тот же Иркутск – там все развивается, электричество для юридических лиц стоит 80 копеек, а у нас 4.70! А это же основа, в это все упирается, когда что-то начинаешь делать. И туристической привлекательности такой у нас нет, как у Иркутска. У них Байкал, у них горы, у них снег. У нас даже снега зимой нет. В наш регион со времен СССР никто ничего не вкладывал, ничего не развивалось, все только воровалось и убивалось. И в туризме тоже самое. Даже то, что рейс появился в Таиланд, это участие нескольких турагенств, именно нашими силами он появился. И это означает, что мы наконец перепрофилировались с Китая на другие страны. Мы раскачали это направление, и люди узнали, что такое другой отдых. Теперь они не боятся вкладывать в это деньги. Ну а здешний туризм государство должно развивать. Мы занимаемся дайвингом на Арахлее и видим, сколько там на дне мусора. Да тот же Кенон – это уникальное место, раньше там всегда летом отдыхали люди, был пляж, было чисто. Теперь просто все убили. Я считаю, администрация города просто халатно отнеслась к такому озеру, потому как ни в одном городе в России в центре нет такого замечательного водоема. А наша ТЭЦ круглый год туда выбрасывает и там 60 градусов вода и она испаряется даже зимой, Кенон высыхает. Сейчас говорится о том, чтобы создать ТЭЦ-3, вот это для экологии было бы просто замечательно.

Надежда Шайтанова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ