Есть любительский театр — потому что есть любовь

Есть любительский театр — потому что есть любовь

Камерная сцена драматического театра. Уже в фойе перед зрительным залом попадаешь в атмосферу праздника: музыка, улыбки, знакомые молодые лица, в воздухе — радостное, нетерпеливое, наэлектризованное возбуждение. Все живет в одном ритме — счастливого ожидания начала. Чувствуешь энергетику: сильную, волнующую. Каждый, кто сегодня здесь, либо сам выходит на сцену, либо пришел поддержать своих.

С 16 по 18 апреля на камерной сцене драматического театра — очередной отборочный этап VI областного фестиваля молодежных любительских театров «Алые паруса», который проходит под патронатом академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова при поддержке администрации Иркутской области и спонсорской помощи ООО «Газпромдобыча Иркутск».

Затевая шесть лет назад этот фестиваль, никто и не подозревал, что он станет у молодежи и студенчества таким популярным, любимым, престижным. Сюда стремятся попасть и, как теперь принято выражаться, засветиться многие самодеятельные театральные коллективы области. Наверное, не мог представить такой популярности фестиваля и его основатель, вдохновитель, придумавший и сочинивший его, —директор драматического театра Анатолий Стрельцов. С тех пор фестиваль вырос, окреп, приобрел много друзей.

На открытии заместитель генерального директора ООО «Газпром добыча Иркутск» Юрий Параничев сказал, что руководство давно следит за успехами фестиваля, за его ростом и становлением. Что со времени первого фестиваля «Алые паруса» до сегодняшнего дня этот молодежный форум открыл много ярких, талантливых и самобытных молодых имен и что они считают своим большим и добрым делом помогать фестивалю, который собирает столько ребят, приобщает их к творчеству, к искусству театра, духовно обогащает, стимулирует творческий рост.

За три фестивальных дня было показано одиннадцать спектаклей, а кроме этого были проведены мастер-классы, творческие встречи, состоялись обсуждения увиденных работ, психологические тренинги.

За подготовку, ход фестиваля с первых его шагов отвечают бессменные ведущие: руководитель молодежного театрального движения Игорь Щеглов и арт-менеджер Маргарита Подкорытова. Они работают деловито, легко и весело, как и должны работать молодые для молодых, отдаваясь делу горячо и самоотверженно.

Все спектакли фестивальной афиши были абсолютно разные по стилистике, по подходу режиссеров к пьесам, по динамике, даже просто по продолжительности. Однако каждый из них отличает чувство абсолютной любви к самодеятельному театру. Ведь любительский коллектив — это особая психологическая среда. Сюда не попадают по принуждению. Здесь работают только энтузиасты.

С удовольствием хочу назвать имена режиссеров-педагогов, чьи спектакли мы увидели на фестивале, — они уже много лет работают с ребятами. Это Владимир Скороходов, Валентина Просекина, Лилия Клопот, Ирина Щербак, Наталья Самарина, Александр Булдаков, Ольга Шмидгаль, Галина Стаунэ, Любовь Захарова, Татьяна Полозова. Они открывают в молодежи умение взглянуть на все вокруг художественным взглядом, дают раскрыться, выплеснуться, открыть в себе неравнодушное сердце.

Невозможно в газете рассказать обо всех спектаклях, назову хотя бы несколько, которые вызвали наибольший интересзрителей и жюри.

Спектакль театра-клуба-студии «Диалог» Валентины Просекиной «Марьино поле» по пьесе современного драматурга Олега Богаева прозвучал как откровение. Анна Портнягина, Сана Безменова и Ирина Романова, молодые девушки, играющие старушек, органично, не нажимая на возрастную шепелявость, хромоту-слепоту и другие известные штампы при изображении почтенного возраста, создали совершенно три разных характера. Это даже для профессиональных актеров очень сложно — молодым играть старость.

Как рассказали мне после спектакля девушки, они опирались на свои наблюдения. Когда-то подсмотренные и запомнившиеся жесты, походку, выражения лиц и глаз разных людей. По жанру пьеса — фантасмагория, сон, сказка: автор перемещает этих старушек из одной реальности в другую, выдуманную. Через много лет после войны они вдруг твердо уверовали в то, что их мужья, когда-то погибшие на фронте, живы.

Старушки собираются в дорогу. Они решаются проделать трудный путь пешком через несколько деревень и дойти до станции, где когда-то провожали мужей на войну. По дороге встречают разоренные «мирным временем» или вовсе стертые с лица земли деревни, бывшие в их молодости веселыми, песенными, с работящими колхозниками. Они и грустят, и плачут, и поспешают дальше, им все кажется, что вот-вот, еще немного — и услышат они гудок паровоза, и появится военный эшелон с их долгожданными освободителями. А уж потом все сразу пойдет как надо, и жизнь наладится, и в стране все станет хорошо, а как же иначе? Раз пережили такое горе, после него обязательно должна наступить радость...

Кто-то может с легкостью подумать: все с ними понятно. Возраст, крыша поехала у старых... Но авторы спектакля и зрители в зале думали иначе. Об этом можно было судить по напряженной тишине, по внимательным, сочувствующим лицам и по мокрым глазам зрителей. Они понимали, что старушки не сошли с ума, все годы их хранила, вела по жизни и двигала ими только любовь, она в конце концов и сорвала их с места и позвала в последнюю дорогу к любимым...

Запомнился красивый, графически лаконичный по стилистике и сценографии спектакль Александра Булдакова «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Федерико Гарсиа Лорки. Актрисы четко выполняли заданную режиссером тему. В собственном доме, как в тюрьме, деспотичная мать, следуя законам средневековой Андалузии, заточила пять дочерей, обрекая их на безбрачие. Но в них бушует молодость, и они готовы принять смерть, лишь бы удовлетворить страсть. Интересно выстроен финал, четко и ярко подан танец фламенко.

Целую эпопею со сражениями, баталиями, боями на шпагах, выстрелами, полетом пушечных ядер и «взрывами пороха» показали нам участники спектакля «Тридцать лет спустя» (киносценарий Е.Евтушенко по роману А.Дюма). Театр «Под знаком Водолея» лицея ИГУ и руководитель Владимир Скороходов взяли на себя, казалось бы, непосильный груз — поставили в условиях лицейской сцены такой колоссальный исторический материал, да еще и не адаптированный для театра, а написанный Евтушенко для кино. Но зрители оценили их за смелость и громкими аплодисментами благодарили за то, что они оставили их живыми, не убив в частых перестрелках и во время штурма крепости-бастиона ни одного зрителя.

А если серьезно, то ребята работали с такой самоотдачей и самоотречением, что их невозможно было упрекнуть в неискренности чувств. А какое счастье мальчишкам поиграть в мушкетеров! Они же будут помнить об этом всю жизнь, еще и детям расскажут, как на сцене самого главного театра Иркутска им аплодировали и кричали «браво!» за их благородных и мужественных героев.

Большим и ярким открытием стал на фестивале коллектив театральной студии «Ворона» педагогического колледжа № 3 со спектаклем по пьесе В.Ольшанского «Зимы не будет». Мало того что ребята показали самый светлый, добрый и трогательный спектакль, они еще получили приз жюри и приз зрительских симпатий! И было за что. Они работали замечательно, органично войдя в роли котов и кошек, грациозно и пластично двигались, танцевали, пели, то и дело переходя от грусти к радости, от печали — к смеху, очень точно и верно передавая состояния героев.

Все участники коллектива — почти дети, но сколько метких и точных особенностей и повадок животных они смогли найти, чтобы передать их своим героям. Спектакль получился очень нежным и стал настоящим украшением фестиваля.

В награду ребята получили библиотечку для самодеятельного режиссера — книги, как, впрочем, и все другие участники, но самое главное — пригласительные билеты на последнюю премьеру драматического театра, рок-оперу «Я — Жанна Орлеанская», которая уже произвела особый резонанс в Иркутске.

— Дети впервые увидят основную сцену театра, увидят эту красоту, благородство, — говорит руководитель театра «Ворона» Лилия Клопот, — увидят настоящий спектакль профессионального театра. Они у нас в колледже учатся из совершенно разных и отдаленных мест, в основном из деревень, поселков области. Дети эти мало хорошего видели в своей жизни, у многих неполные, проблемные семьи. Но занятия в театральной студии, а затем и участие в фестивале — это прикосновение к чему-то прекрасному, он дает им многое в плане формирования личности, общения, развития способностей.

Мы благодарны организаторам фестиваля за то, что он есть, за то, что многим детям приносит радость, которой они лишены в семьях, за то, что этот фестиваль не ангажирован и не делит участников на наших и не наших, за то, что все в нем в равном положении. А еще хочу сказать о высокой культуре и доброжелательности всех цехов, которые работали с нами, от завпоста до билетеров и техничек. Ребята были просто поражены той теплотой и человечностью, с какой их встречали в театре.



В наше время действительно уже отвыкаешь от нормального, уважительного отношения к человеку, тем более к детям. Спасибо вам за доброе отношение, за тепло, за замечательный фестиваль! Надеемся, что у него будет долгая жизнь.

Вопреки всем сложностям времени на сегодня к фестивалю подключились все отдаленные уголки: Усть-Кут, Усть-Илимск, Бодайбо, Усть-Ордынский, Чуна, Саянск, Тайшет, Нижнеудинск, не говоря о постоянных участниках из Братска, Усолья-Сибирского, Ангарска, поселка Мальта. География все ширится, более многочисленным становится круг друзей фестиваля.

Любительский спектакль — материя тонкая. Жизнь его очень коротка, и смысл тут не в конечном результате. Важен сам факт существования самодеятельного театрального коллектива. Там, где он есть, возникает некая особая атмосфера — аура творчества, созидания. Среди индустрии развлечений, на которые так щедро наше сегодняшнее телевидение, эти театры — оазис нормальной, насыщенной, содержательной, яркой и творческой жизни. Для многих они — как надежда, как отдушина, как свет в конце тоннеля. Пусть так будет всегда!

Лора Тирон, специально для «Байкальских вестей».

Фото Юлии Сапожниковой и Юлии Якимовой, специально для «Байкальских вестей»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ