Главную скрипку в этом романсе, как всегда, играют не краевые депутаты, а Москва
Краевой бюджет у нас хороший, но маленький. Поэтому всё время хочется его увеличить. А чтобы увеличить, надо изначально принять его маленьким. Потому что в Москве маленьких и слабых любят и не обижают. По головке погладят, носик подотрут. Так и случилось. И на этот раз конфетку дали, стоимостью полтора миллиарда рублей. И это только начало.
Получить и поделить
А что собственно произошло? Ничего необычного. Традиция, однако. Как и год, и два, и пять лет назад на 2011 год был принят мизерный, совершенно недееспособный бюджет. По доходам 26,4 млрд. рублей, что примерно на 2 млрд. рублей меньше, чем было заложено законом на 2009 год, а по расходам - 27,7 млрд. Разработчики главного финансового документа заинтересованной общественности объяснили популярно: кризис, что поделаешь, надо затягивать пояса. К тому же в Москве тоже сказали: вы, ребята, там, в Забайкальском крае, уже должны адаптироваться к новым финансовым, экономическим и социальным реалиям, слишком-то на нас не рассчитывайте, у нас тоже кризис. И, запланировали трансферт в размере 10,9 млрд. рублей (41,4% к общему объёму бюджета) против 15,9 млрд. в 2009 году. Ну, кто знал, что цена на нефть на мировом рынке в связи с известными событиями в Северной Африке и в Японии скакнёт на такую высоту, и на Россию снова прольётся золотой дождь.
Но в ноябре прошлого года, когда обсуждался бюджет края 2011 года, об этом ещё никто не знал. Проект подвергся общественным слушаниям, думским дебатам и прочим процедурным формальностям. И все прекрасно знали, что это пустая трата времени, что на эти деньги жить нельзя. Поэтому за милостью божией, как обычно, последуем на кремлёвскую паперть.
И милость не заставила себя ждать. Уже в конце первого квартала текущего года Законодательное собрание Забайкальского края приступило к своему главному и наиболее приятному делу – делить полученный из Москвы первый транш финансовых средств для поддержки жизнедеятельности населения края. Доходы региона сразу увеличились более чем на 1,6 млрд рублей, расходы – почти на 4,5 млрд рублей.
Депутаты были рады. По словам председателя комитета по бюджетной и налоговой политике ЗС края Валерия Альханова, это отрадный факт, несмотря на то, что доля собственных доходов в этом случае невелика. Основные доходы поступили от финансовой помощи федерального бюджета. Расходы увеличиваются благодаря остаткам федеральных целевых средств в размере 2 млрд 864 млн рублей, поступившим в прошлом году, а также дотации и бюджетному кредиту на сумму 1 млрд 568 млн рублей.
Что ж, депутатам остаётся поделить подарок. Делить – это ведь не умножать, данное арифметическое действие освоено давно и прочно. Как сообщила пресс-служба ЗС, более 1 млрд рублей было направлено на выполнение постановления краевого парламента, которое принималось в прошлом году вместе с бюджетом и в котором были указаны приоритетные направления дополнительных расходов. На 425 млн рублей была увеличена финансовой помощи муниципальным образованиям, в том числе 171 млн пошли на стимулирующие выплаты для воспитателей детских садов и библиотекарей. Около 3 млн рублей выделено на реализацию программы по развитию парка «Алханай». Что приятно, 761 млн рублей будет потрачено на строительство перинатального центра в Чите, нового корпуса онкологического диспансера, спорткомплекса «Юный олимпиец», школы в Дульдурге, а также на возведение жилья для ветеранов.
Ещё 55 млн рублей зарезервированы на покупку угля для районов края. Подготовка объектов ЖКХ к зиме обойдется в 150 млн рублей. Правда, как отметили депутаты, это еще недостаточная сумма, поскольку всего на ремонт котельных и сетей необходимо 250 млн рублей. 202 млн рублей будет распределено на реализацию краевых целевых программ, софинансируемых из федерального бюджета. В их числе – программа, направленная на совершенствование организации медицинской помощи для возможных пострадавших в ДТП на трассе «Амур». Федерация выделила на эти цели 311 млн рублей, доля края составила 90 млн. Деньги на приобретение оборудования получат медицинские учреждения некоторых населенных пунктов, расположенных недалеко от трассы.
Еще одна программа, в которую за счет дополнительных поступлений вложится край, касается обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений. На эти деньги в школах будут проводиться ремонтные работы. К сожалению, как отметили депутаты, вложения в эту программу федерация резко сократила: если ранее на ее реализацию в бюджет края поступало до 190 млн рублей, то теперь – лишь около 28 млн.
Вот такой бюджетный романс. Продолжение – впереди. Конечно же, не за счёт дополнительно заработанных в крае денег. Даст Бог, события в Северной Африке будут идти в благоприятном для нас направлении.
Свинья и Хрюша
Почему такая уверенность, что Москва в беде не бросит? Так ведь вся новейшая бюджетная история в края в этом убеждает. Ежегодно в бюджет вносится до десяти поправок – и все в сторону увеличения. Правда, лет тринадцать тому назад пришлось столкнуться и с секвестированием, то есть урезанием бюджета. Но это была аномалия. А вот бюджетная прибавка за счёт московских трансфертов – это привычно, это по-нашему. В духе бюджетного романса.
Возьмём очень характерный в этом отношении бюджет Забайкальского края за 2010 год. Помнится, сколько было переполоху при его принятии. Пессимисты называли его «бюджетом умирания», оптимисты величали «бюджетом выживания». Кто-то призывал немедленно ехать в Москву и требовать «своё» (дескать, живые же люди обитают в Забайкалье), другие в горячке советовали вдвое или втрое увеличить дефицит (а он и так был немал – 1,3 млрд. рублей). Ну, а реалисты помалкивали, потому что знали: изменить истерикой ничего нельзя, остаётся надеяться на федеральное правительство. Москва, дескать, в беде не оставит, она, вопреки пословице, слезам верит. Ну, так и получилось. Цена на нефть в мире не только не упала, но значительно выросла – и Забайкальский край получил свои упущенные было миллиарды.
К сожалению, исполнение бюджета за 2010 год депутатами ЗС края ещё не утверждено, поэтому приходится пользоваться цифрами предварительной оценки, которые даны исполнительной властью края ещё в ноябре прошлого года. Согласно им, Москва в минувшем году дала краю из федерального бюджета не 10,9 млрд. рублей, как планировала, а 16,4 млрд. Бюджет 2010 года (по предварительной оценке) исполнен по доходам в сумме почти 34 млрд. рублей, то есть на 7,6 млрд. рублей больше, чем планировалось законом о бюджете в декабре прошлого года. И даже по собственным доходам выполнение ожидается не 15,5 млрд. рублей, а целых 17,6 млрд. рублей. Здесь немалую роль сыграла инфляция, но всё же. И расходы за год прогнозируется утвердить в сумме 37,2 млрд. рублей – т.е. на 9,5 млрд. рублей больше, чем планировалось первоначально. Так что 2010 год по исполнению бюджета обещает быть рекордным (точные цифры мы узнаем во втором квартале при утверждении исполнения бюджета за 2010 год).
И всё бы хорошо. Но вот сколько это будет продолжаться – сказать трудно. Во-первых, в федеральном центре разницы в планировании бюджета и его исполнении не могут не заметить, отсюда доверие к «слезам» наших чиновников падает. Во-вторых, дополнительно получаемые суммы распределяются чаще всего или без участия депутатов, которые, как правило, или формально утверждают уже съеденный пирог, или на скорую руку. В-третьих, что это за уровень формирования бюджета при таких-то огрехах (на 7,6 и 9,5 млрд рублей соответственно по доходам и расходам)? Ну и, в-четвёртых, какое отношение к обществу имеют бюджетные слушания, если обсуждаемый первоначальный бюджет на очередной год похож на исполненный документ так же, как поросёнок Хрюша из детской телепередачи - на настоящую свинью.
Программа всё стерпит
Мало кто, наверное, помнит, но в июле 2010 года была принята ведомственная целевая программа регионального минфина «Совершенствование бюджетной и налоговой политики Забайкальского края на 2010-2012 годы». Определяя цели и задачи программы, наш минфин одним из первых пунктов записал необходимость совершенствования работы по укреплению собственной доходной базы консолидированного бюджета края. По этому поводу запланировано немало полезных мероприятий: и анализ налогов и сборов, и мониторинг предоставленных льгот, и обоснование ставок по региональным налогам… Нет только одного: а какой пропорции собирается достигнуть наш региональный минфин в бюджете края по собственным доходам и поступившим из других уровней бюджетов? Неужели это не так важно? Практика показывает, что ситуация не улучшается уже ряд лет – вышеприведённые цифры говорят, что собственные доходы по исполнению бюджета едва дотягивают до половины.
Конечно, один краевой минфин не может изменить ситуацию. Собственные доходы зависят от деятельности всех институтов власти региона и определяются социально-экономическими показателями. А вот они, к сожалению, не очень впечатляют (об этом мы писали ранее). Зато почему-то дают повод и представителям исполнительной, и части законодательной власти утверждать, что «Край снова в плюсе» (так называется одна из напечатанных недавно статей крупного регионального чиновника) и начать на этой почве «докладывать» общественности и неких мифических, как выясняется, победах в социально-экономической политике.
К чему это всё делается – понятно, хочется выглядеть в глазах общественности краше, чем есть на самом деле. Но вряд ли когда-либо бахвальство приносило пользу. Полезнее, думается, ещё раз серьёзно проанализировать возможности формирования и исполнения бюджета. И сделать на этой почве реальные выводы.
Владимир Тихомиров