Галина БАХОЛДИНА: “Я есть я”

“Такой должна быть настоящая артистка”, — думала я, разговаривая с актрисой Забайкальского краевого театра кукол “Тридевятое царство” Галиной Бахолдиной. Красивая, эмоциональная и сдержанная одновременно, статная и какая-то “уютная”: ее хочется слушать, с ней приятно разговаривать…

Педагоги и родители

В этом году Галина Борисовна отметила 40-летний юбилей творческой деятельности. А впервые на порог театра она ступила в 1972 году, когда ей было лишь 17 лет. Она просто увидела объявление о наборе актеров в театр кукол и решила пойти на пробы, наивно веря, что ее обязательно возьмут. Надела все самое лучшее, даже украдкой взяла у мамы лимонно-желтую импортную комбинацию не по размеру. Подвязала ее веревочкой, и пошла на экзамен. А там, набрав полные легкие воздуха и начав петь, поняла, что веревочка лопнула, и комбинация, конечно же, упала. Смелая девушка допела-таки до конца.

— Не знаю, за смелость или за мои вокальные и актерские данные, но меня взяли в театр, — смеется Галина Борисовна.

В тот же год молодых актеров-кукловодов посадили в автобус и отвезли в областное культпросветучилище. Так Галина Борисовна стала студенткой-заочницей, а уже через месяц получила свою первую маленькую роль Мышонка в детском спектакле.

Обучение Галины Бахолдиной актерскому мастерству началось в стенах Читинского театра кукол, под руководством замечательных педагогов — Маргариты Поспеловой, Семена Зуховицкого, Марии Хомкаловой и многих других.

— Маргариту Алексеевну, например, я считаю второй матерью. Учителем даже назвать не могу — слишком это строго и высоко. А она — именно “мама": мягкая, понимающая, мудрая…, — рассказывает Галина Борисовна.

Родители же Галины не имели отношения к театру и сначала отнеслись к выбору дочки скептически — говорили, что профессия не “хлебная”. Но так было лишь до первого посещения ими спектакля с участием девушки и очередных экзаменов. Увидев дочь на сцене, оба поняли, что именно там ее место.

Кукла может все

Галине пророчили блестящую карьеру драматической актрисы: прекрасные внешние данные, сильный голос, умение вжиться в роль. Но ее сердце всегда принадлежало театру кукол.

— Для меня было так естественно играть в куклы, создавать спектакли, — вспоминает Галина Борисовна. — Кукла может все, и даже больше. Она может то, что человеку не под силу.

Актриса сразу же приводит пример: всю жизнь она мечтала танцевать, но в детстве из левши ее сделали правшой. Как следствие — небольшое нарушение координации, танцевать не вышло. Однако кукольная балерина в руках артистки выделывает невероятные пируэты, батманы, антраша…

Кукла способна воплощать мечты и осуществлять самые безумные людские замыслы. О ней Галина Бахолдина говорит, как о живом существе, будучи абсолютно убежденной в том, что у куклы есть душа. Оно и понятно: может ли быть по-другому у человека, который разделил с куклой ни много ни мало 40 лет своей жизни? Она знает о куклах все, прекрасно владеет многими системами: перчаточными, тростевыми, планшетными куклами и произвольными предметами. Но все же любимой для нее была и остается марионетка.

— Марионетка чрезвычайно тонко чувствует все эмоции через нить, мгновенно ловит настроение, — делится Галина Борисовна. — Когда ты нервничаешь, работа с ней не идет. А когда спокоен и собран, кукла послушна, как лошадь у всадника!

Для каждой куклы артистка подбирает определенную пластику и речь, каждой отдает частичку себя. Она знает, что маленького зрителя не обманешь, для него важно все: какая кукла, во что одета, как она говорит и двигается. Именно поэтому, уверена Галина Борисовна, нужно не стараться играть детей, а хорошо их понимать. К слову, моя собеседница просто обожает детей. Ее племянницы в детстве очень любили приходить к тете Гале. Они знали, что в ее доме им можно все, что Галина Борисовна целиком и полностью принадлежит им. Сейчас девочки выросли и, между прочим, обе стали актрисами. Но дом Галины Бахолдиной и сегодня бывает наполнен детским смехом — к ней с таким же удовольствием приходят внуки.

Однако кто сказал, что театр кукол всегда и обязательно театр для маленьких? Галина Борисовна уверена, что такой театр — для всех. От драматического, по ее словам, он отличается большей образностью и эффектностью — здесь у феи, например, вмиг могут вырасти крылья, что будет сложно показать на сцене театра драмы. И актеры, работающие с куклами, почти всегда являются прекрасными драматическими актерами.

— Кукольник способен работать как с предметом, так и без него. А драматический актер, привыкший работать только “собой”, вряд ли когда-то станет хорошим кукольником, — убеждена актриса.

Нет — разочарованиям!

Жизнь Галины Борисовны, что вполне естественно, не всегда состояла только из белых полос — аплодисментов, цветов и оваций. Она призналась, что и в ее жизни бывали моменты, когда хотелось все бросить, развернуться на 180 градусов, когда казалось, что весь творческий потенциал исчерпан, и пора что-то кардинально менять. Главное — сегодня Галина Бахолдина чувствует, что она на своем месте, она не разочарована в профессии: “Нет страшнее человека, разочарованного в своей профессии. Это плохой врач, плохой учитель, плохой продавец!”.

Артистка считает, что даже если эта профессия что-то у нее и забрала, то многое она ей возместила. Она счастлива уже от того, что профессия актрисы подарила ей огромный багаж жизненного опыта и эмоций. О своих гастролях Галина Борисовна рассказывает взахлеб, со светящимися глазами и искренней улыбкой: “А Сахалин! Нет, вы видели, чтобы листья лопухов были размером с зонт?! А Санкт-Петербург? Да там же каждый дом — памятник архитектуры и истории! А Выборг с его крепостью? Камчатка? Курилы?!”.

Галина Бахолдина — фаталист. Она признается, что если бы у нее была волшебная палочка, она бы не рискнула менять что-либо в своей жизни. А вот в театре бы изменила многое: “Я бы начала со здания. Красивое, большое здание я бы населила молодыми талантливыми актерами, которым бы дала достойную заработную плату”, — мечтает она. Во всем мире же артистка также не стала бы менять многое — Господь, по ее мнению, придумал все так грамотно и разумно! Разве что настучала бы палочкой политикам, которые развязывают войны…

“Хотите — любите, хотите — нет!”

В 1985 году Галине Бахолдиной присвоили звание “Заслуженная артистка РФ”. Она не любит, даже когда ей напоминают об этом. Скромность? Лукавство? “Безусловно, приятно, но ведь это и огромная ответственность, даже в какой-то степени опасность, Дамоклов меч”, — считает она. И, действительно, на тот момент ей было только 30 лет. Вся жизнь, как говорится, впереди. “А что, если бы у меня что-то не получилось? Люди бы разочаровались во мне, мол, такая-сякая, да еще и заслуженная артистка…”. Галина Борисовна уверена, что лучше всего на свете быть просто хорошей артисткой, чтобы твоя игра нравилась людям ровно столько же, насколько ты сам.

В конце разговора я попросила Галину Борисовну охарактеризовать себя тремя словами. Она быстро и уверенно ответила, что не может и не будет этого делать. “Прилагательными меня пусть другие характеризуют. Я есть я, и никто другой. Хотите — любите, хотите — нет!”, — с улыбкой произнесла она.

И мы любим и принимаем ее такую — талантливую кукольницу, слегка странную, но такую замечательную. Любим и от всей души поздравляем с праздником — Международным днем театра.

Юлия ОСАДЧЕВА



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ