Мир меняется с фантастической скоростью. Соты, победившие провода, взлет электронной торговли, Интернет вместо телевизора, возникновение и расцвет торрентов - протоколов для кооперативного обмена файлами в Сети, исчезновение физических носителей, - все это стало возможным. И вот то время, в котором мы с вами делаем бизнес, называется креативной экономикой. Это понятие было введено журналом BusinessWeek в августе 2000 года для обозначения особого сектора экономики, основанного на интеллектуальной деятельности. Его отличает высокая роль новых технологий и открытий в разных областях, высокая степень неопределённости, большой объем уже существующих знаний и острая необходимость генерации новых.
Давайте теперь разберемся во всем этом более детально. В «стародавние времена» предприниматель мог обладать тремя факторами производства: труд, земля, капитал, тире и они приводили к успеху. В новом времени больше нет фактора «земля», зато добавились еще два: информация и идея. Это значит, что сейчас можно начать бизнес, обладая лишь информацией о потребности и идеей, как ее удовлетворить. Хорошим примером будет Facebook — социальная сеть, основанная в 2004 году Марком Цукербергом. Благодаря этому сайту в 23 года он стал самым молодым миллиардером планеты.
Также в ядре креативной экономики заложена концепция: «anytime, anywhere, anything».
Современный потребитель хочет получать желаемое «в любое время в любом месте», и компании будут вынуждены подстраиваться, а именно - создавать новые системы дистрибуции собственной продукции, иначе их услуги будут не востребованы. Уже сегодня эта концепция реализуется на практике:
Google – ищу, что хочу, где хочу, когда хочу,
Youtube – смотрю, что хочу, где хочу, когда хочу,
ebay – покупаю, что хочу, везде где хочу, когда хочу,
3D принтер – произвожу, что хочу и где хочу
Эта концепция будет развиваться и дальше, потому что с каждым годом технологии совершенствуются в геометрической прогрессии. К примеру, в Америке уже более половины доходов в музыкальной индустрии приносят не физические носители, а цифровые аналоги.
Сегодня можно со всей ответственностью сказать, что на рынке побеждают узкоспециализированные компании, которые активно используют в своей работе аутсорсинг. Возьмем, к примеру, Apple. На каждом айфоне написано – Designed by Apple, Assembled in China. То есть ребята из «яблочной» компании только создают технологию, проектируют, а весь сбор продуктов происходит в Китае, в корпорации Foxconn. Раньше это воспринималось бы резко негативно. Как? Компания придумала технологию, сама и должна собирать, иначе это не «настоящий» ИТ-проект. Но мир изменился. По типологии, разработанной в московском Институте семантики систем, весь мир (компании и государства) идет к разделению труда в целом. На компании, которые относятся к типу «мышление» (такие, лишн зпт как Apple), типу «коммуникации» ( Facebook и Google) и типу «деятельность» ( Foxconn).
Но и всего этого недостаточно для прорыва на рынке. Важно также быстрее и лучше других собирать и использовать знания. Не важно, сколько денег лежит на счету компании, сколько лет она на рынке, сколько у нее сотрудников. Единственный критерий, который приводит к успеху в новом времени, - уровень знаний. Причем, по мнению Александра Сазоновича (д.т.н., профессор, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»), эти знания должны быть не общедоступными. Сейчас это понимает небольшая доля компаний на рынке, все же остальные пока находятся в плену стратегической слепоты.
А сейчас я постараюсь рассказать о ключевых тенденциях, которые способны формировать будущее. Одной из таких тенденций является Web 4.0. Введение термина «Интернет вещей» (Internet of Things, IoT) обозначает новый этап развития Всемирной сети, значительно расширяющий возможности сбора, анализа и распределения данных. Интернет вещей базируется на четырех «техно-китах»: радиометках для связи с окружающим миром; датчиках, собирающих информацию о состоянии артефакта и окружающей среде по десяткам и сотням параметров; встроенном искусственном интеллекте, позволяющем организовывать достаточно сложные процессы общения; нанотехнологиях, позволяющих уместить такой вычислительный комплекс в миллиметровых кубиках. Например, молодая голландская компания Sparked вживляет сенсоры в уши коров, что позволяет фермерам следить за состоянием их здоровья и перемещениями.
Проблему недостатка места для информации решает следующая технология – облака памяти. К 2020 году треть всех данных будет храниться в облачных вычислительных средах или передаваться через них. Облачные вычисления - технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Облачные сервисы уже способны переводить с одного языка на другой в реальном времени, обеспечивать доступ к мощным суперкомпьютерам и сохранять массивы информации. Примеры: Icloud, Google Docs.
А как же нам сохранять все наши данные в облаках, ведь большие объёмы долго передаются? И здесь нам помогут сети нового поколения. В течение следующего десятилетия скорость интернет-соединения возрастет в 3 млн раз (по прогнозам компании Cisco). В будущем сети станут на несколько порядков быстрее сегодняшних, и они должны будут хорошо масштабироваться, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос пользователей. (Уже сейчас скорость в 2 Мбит/сек является просто нормой работы, а за последние 5 лет она увеличилась с 32 кб/с. Страшно представлять эти скорости и вспоминать выход в Интернет через проводной телефон, без выделенной линии).
Все вышеперечисленное приводит к мгновенной передаче информации. Ведь уже сейчас скорость и уровень проникновения коммуникаций (особенно в Интернете) растет. Например, в Твиттере сообщения о землетрясении от жителей Японии появились до того, как сейсмическая служба США предупредила о возможном цунами жителей штатов Аляска, Вашингтон, Орегон и Калифорния.
Таким образом, сбор, распространение и потребление данных о событиях начинает происходить не в «практически реальном», а в по-настоящему реальном времени. В результате в ближайшем будущем каждый станет репортером. Такие изменения окажутся возможными благодаря появлению мобильного Интернета и веб-телевидения.
Также вы можете заметить, что продолжается постепенный переход от физической реальности к виртуальной. Например, в недавнем прошлом мы покупали книги, CD и DVD, а сегодня загружаем их на наши компьютеры и смартфоны. Нечто подобное будет происходить и с другими предметами, благодаря применению 3D-печати и «адаптивного производства» (процесс объединения материалов для создания предметов слой за слоем на основе данных 3D-моделирования). Сегодня таким образом уже «печатают» различные предметы, от игрушек до машин и живых структур.
Ну и вкусное на десерт. Мы с вами стоим на пороге создания альтернативной ветви эволюции. Благодаря развитию технологий мы сможем создавать искусственных существ. Уже сейчас анимированные персонажи преобразовывают текст в речь, распознавая ее, а также способны усваивать знания, полученные в ходе предыдущего общения. Робототехника тоже развивается высокими темпами. К 2020 году роботы станут совершеннее людей по физическим возможностям. К 2025 популяция роботов превзойдет по численности население развитых стран, к 2032 интеллектуальные возможности роботов окажутся выше, чем у человека, а к 2035 году они полностью заменят людей в качестве рабочей силы (по материалам сайта Membrana.ru).
И в конце хотелось бы сказать: если нам удалось построить бизнес, это не значит, что на этом все закончилось и можно расслабиться и просто получать деньги. Многие компании уже погубила вера в себя и неумение анализировать окружающий мир. За примером далеко ходить не надо: это компания Kodak, известная нам еще с детства. Поэтому считаю нужным посоветовать вам хотя бы раз в неделю просматривать новостные ленты, следить за тем, как меняется мир, пытаться понимать, к чему эти изменения могут привести, создавать рынки завтрашнего дня, а не стотысячный ювелирный магазин. Не бойтесь думать и делать бизнес по-новому, ведь победа в креативной экономике приходит к тем, кто готов к изменениям.
Артем Селезнев, креативный директор ГК «Банановые Братья», руководитель Лиги молодых предпринимателей, лектор Creative University.
Опубликовано "Иркутский Бизнес-журнал".
"Байкал24"