Об итогах работы отрасли в 2012 году на встрече с журналистами рассказала министр сельского хозяйства Иркутской области Ирина Бондаренко. К концу года 190 сельскохозяйственных организаций, 3311 крестьянских фермерских хозяйств и 176 тыс. личных подсобных хозяйств произвели продукции на 47 млрд рублей, тогда как в 2011 году эта сумма составила 43 млрд. Все хозяйства области получили 629,9 тыс. тонн зерна, 449,9 тыс. тонн молока, 146 тыс. тонн мяса, 158 тыс. тонн овощей, 620 тыс. тонн картофеля, 918 млн штук яиц. «Год был неплохим, — резюмировала Ирина Викторовна. — Впервые за четыре года нам удалось стабилизировать производство молока: произвели его на уровне 2011 года».
Можно согласиться с мнением министра: если удалось наконец-то предотвратить многолетнее падение производства — это в самом деле неплохо. Но тут сразу возникают закономерные вопросы: а будет ли наращивание объемов? Если будет, то в какие сроки, какими темпами? Сошлюсь на публикацию профессора Г.М.Винокурова («Известия ИГЭА», № 4, 2007 г.): в 1990 году в Приангарье было произведено 739,7 тыс. тонн молока. Достижимы ли эти рубежи в принципе или мы вынуждены будем и далее довольствоваться 60-процентным уровнем от того результата?
Относительно ближайшей перспективы Ирина Бондаренко сразу дала ответ: существуют федеральная и областная программы по развитию сельского хозяйства. Все индикативные показатели областной программы были установлены Минсельхозом России. В 2013 году области предписано произвести 470 тыс. тонн молока. И вот как оценивает министр такое задание: «Эта цифра для нас очень сложная и практически, наверное, нереальная».
Молочные реки, отметила Бондаренко, обмелели не только в Приангарье: «В России ситуация с молоком не очень благополучная: с каждым годом идет снижение. На федеральном уровне приняты новые меры поддержки: на литр товарного молока высшего и первого сорта. Это впервые в России, а в регионах такие меры были. Сейчас еще до нас средства не доведены. В федеральном бюджете предусмотрено 10 млрд рублей на эту поддержку. В нашей программе заложено 72 млн. В начале второго квартала приступим к финансированию».
По данным областного минсельхоза, в 2012 году произведено 61 436 тонн молока высшего сорта и 31 128 тонн — первого, в сумме 92 564 тонны. Предположим, что в нынешнем году этот объем производства сохранится. Если поделить 72 млн рублей на полученную сумму, мы получим скромный уровень поддержки производства каждой тонны из областного бюджета: 777,8 рубля, или 77,78 копейки на 1 кг товарного молока.
В каких объемах действительно будет произведено молоко этого уровня качества в 2013 году, не знает никто. Поэтому и размер дотации произведенного килограмма мы не сможем подсчитать. Сейчас могу привести только мнение председателя правления Национального союза производителей молока А.Даниленко. По его оценке, дотация может составить 3 рубля на 1 кг (по 1,5 рубля из федерального и региональных бюджетов). Но уже сейчас в России есть регионы, которые выделяют на эти цели гораздо более рубля на килограмм. Скажем, в соседнем Красноярском крае еще в начале века дотация из краевого бюджета составляла 1 рубль 67 копеек на килограмм молока. В Хакасии хозяйства, достигшие надоев от 2700 до 3469 кг на корову, получили дотацию по 1,5 рубля за килограмм молока первого сорта, а те, кто достиг более высоких надоев, – по 2,1 рубля. В Удмуртии в 2013 году минсельхоз собирается дотировать из бюджета по 1,5 рубля за килограмм. В Республике Алтай с 2009 года субсидии на развитие молочного скотоводства выделяются аж по пяти (!) направлениям:
— на создание сервисных центров по искусственному осеменению крупного рогатого скота;
— на возмещение затрат на приобретение комбикормов (по ставке 1,2 рубля на 1 кг молока);
— на возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур (клевера, люцерны, козлятника, эспарцета) из расчета 10 процентов затрат на 1 гектар посевов кормовых культур;
— на повышение квалификации кадров и освещение в средствах массовой информации проблем производства и потребления молока (100 процентов затрат на эти цели);
— на компенсацию части затрат по искусственному осеменению.
То есть совершенно не надо изобретать велосипед, если у руководства любого региона есть желание поднять молочную отрасль. У нас же пока — в значительной степени неопределенность в выборе средств ее реанимации. В общем, реалии дня сегодняшнего не дают возможности прогнозировать уровень производства молока даже в текущем году.
Министр огласила объемы инвестиций в развитие сельского хозяйства области: в 2011 году было направлено 549 млн рублей вложений, в минувшем — 770. А в сентябре 2012 года областной бюджет выделил дополнительно 94 млн рублей: «Чтобы в зиму не забили коров». Как эта мера сработала, пока тоже не ясно. Также нет никакой ясности и в отношении другой очень необходимой меры поддержки селян: льготному обеспечению поставок дизтоплива и бензина для весенних полевых работ. Бондаренко лишь сообщила, что на эту животрепещущую тему «идут переговоры в правительстве России».
Были названы новые меры поддержки сельхозтоваропроизводителей, введенные в 2012 году правительством РФ по программам «Начинающий фермер» и «Семейная животноводческая ферма»: «По конкурсу у нас выиграли 36 начинающих фермеров. Кто прошел конкурс, получил полтора миллиона на обустройство фермерского хозяйства и 250 тыс. на бытовое обустройство. Семь семейных животноводческих ферм, победители конкурса, получили поддержку от 2 до 12,5 млн рублей на модернизацию либо создание фермерского хозяйства. Если начинающий фермер к полученным деньгам должен только 10 процентов своих потратить, то по семейным животноводческим фермам поддержка составляет 60 процентов и 40 процентов — свои деньги. Программу они должны реализовать в течение полутора лет».
Чуть-чуть затронула Ирина Викторовна больную для селян тему ограничений, налагаемых вступлением России в ВТО: «Сейчас Минсельхоз России вводит несвязанную поддержку отрасли растениеводства: деньги на проведение сезонных полевых работ, на материальные затраты. Говорят, что в этой сумме заложены удобрения, средства защиты растений и экологические мероприятия». Вновь приходится констатировать: переговоры о присоединении России к ВТО велись с 1993 года, и, казалось бы, за 19 лет можно было адаптировать все сферы жизнедеятельности страны, а не одно лишь сельское хозяйство к работе в новых условиях, но этого не сделано. И сами сельхозтоваропроизводители, и управленцы отрасли находятся в полном неведении относительно даже ближайших месяцев текущего года, не говоря уже о перспективе в несколько лет. А как, скажите, можно строить в этой полнейшей неопределенности тот же самый молочный бизнес, где инвестиционные проекты реализуются в течение восьми и более лет? Кстати, 8-летний срок был назван самой Бондаренко. А вот эксперты молочного животноводства утверждают, что и 11-летний период является недостаточным для окупаемости затрат в российских условиях.
Вполне трезвая оценка совсем не радужной действительности прозвучала в части обеспечения села кадрами: «Сегодня молодежь не очень заинтересована возвращаться в село. Мы должны создать там соответствующие условия, чтобы хотя бы на бытовом уровне они были приближены к городским условиям». Министр напомнила, что сейчас действует программа «Социальное развитие села до 2013 года», что уже принята концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года, что готовится распоряжение правительства области по созданию рабочей группы для разработки проекта программы в Приангарье.
По действующей сейчас программе «Социальное развитие села до 2013 года» в минувшем году на строительство жилья на селе было выделено 180 млн рублей из областного и около 69 млн из федерального бюджетов. Более половины этой суммы пошло на строительство жилья для молодых специалистов, трудящихся в сельском хозяйстве и социальной сфере села. Выдано сертификатов на 19 тыс. квадратных метров жилья. Есть еще один вид поддержки молодых специалистов: «В прошлом году выплачено 7,5 млн рублей. Пришел работать 51 молодой специалист».
Бондаренко, продолжая тему кадрового обеспечения производства, подчеркнула: «Мы очень активно проводим работу со студентами. Мы разработали четырехстороннее соглашение с целевиками, то есть со студентами сельхозакадемии, пришедшими учиться по целевому набору. Четвертой стороной выступает министерство сельского хозяйства Иркутской области. Студенты тоже должны понимать меру ответственности, по окончании института должны выполнить договор. Введена новая система общения — прием по личным вопросам. В декабре я провела первый прием в сельхозакадемии. В начале февраля провела встречу с выпускниками сельхозакадемии». Здесь же было упомянуто проведение конкурсов «Лучший по профессии».
В заключение своего выступления перед журналистами Ирина Бондаренко рассказала об участии делегации области в работе Берлинской сельхозвыставки «Зеленая неделя», где побывали представители 22 регионов России: «Цель — инвестиционная привлекательность Иркутской области. У нас есть свободные сельскохозяйственные земли. Мы показывали, чем вообще интересна Иркутская область. Иностранцы интересуются Байкалом, туризмом. В следующий раз возьмем представителей турбизнеса». На выставке состоялись встречи с голландскими и германскими фирмами: «Заключено шесть соглашений о сотрудничестве на приобретение оборудования для птицеводства и молочного животноводства. Сумма заключенных договоров составила 7,5 млн евро».
Когда журналистам было предложено задавать вопросы, министра попросили вернуться к теме инвестиционных проектов: «Какой эффект достигнут от их реализации?». Очень резонный, заметим, вопрос: если есть вложения средств, то совершенно необходимо подсчитывать эффективность этих затрат. Ответ был таким: «Мы проводим анализ по реализации инвестиционных проектов. В 2011 году, во-первых, поздно было принято решение (конец сентября), и не все, кто участвовал в проекте, успели его реализовать. То есть реализация проводилась и в 2012 году. Сейчас только мы получаем отчетность по реализации инвестиционных проектов 2012 года. В конце марта — начале апреля дадим полный анализ реализации проектов за 2011 и 2012 годы. В 2012 году по реализации проектов 2011 года дополнительно введено в оборот 40 тыс. гектаров земли под зерновые культуры. Около 3 тыс. голов племенного скота было закуплено для развития мясного и молочного животноводства. Созданы дополнительные рабочие места».
На вопрос о том, решились ли проблемы производства овощей на закрытом грунте, Бондаренко ответила, что два года назад область вернулась к финансовой поддержке тепличных хозяйств: к выделению средств на компенсацию затрат на теплоснабжение. Правда, только усть-илимская фирма «Ангара» защитила инвестпроект и теперь может надеяться на развитие производства.
Был задан вопрос о планах (а точнее будет сказать — о прогнозах) министерства на 2013 год по объемам производства продукции. В ответ были названы следующие показатели: производство зерна должно выйти на уровень 646 тыс. тонн, молока – все-таки 470 тыс. тонн, мяса — 158 тыс., картофеля — 635 тыс., овощей — 168 тыс. тонн.
Замечу, что в пятилетку 1986—1990 годов Иркутская область в среднем ежегодно производила по 1 млн 207,2 тыс. тонн зерна. Это означает, что если планируемый уровень его производства (646 тыс. тонн) в нынешнем году все же будет достигнут, то область выйдет всего лишь на 53-процентный уровень от фактических среднегодовых объемов названной пятилетки. Достигнет ли хоть когда-нибудь Приангарье того самого среднегодового уровня производства зерна в 1 млн 207 тыс. тонн, никто не возьмется предсказать. Уж слишком велика неопределенность государственной аграрной политики.
Вячеслав Смирнов, «Байкальские вести».
Фото автора.
На фото: Ирина Бондаренко: «2012 год был неплохим»