Первые Ножиковские чтения, посвященные проблемам высшей школы и дню рождения первого всенародно избранного губернатора Иркутской области Ю.А.Ножикова (ему исполнилось бы 79 лет), прошли в зале ученого совета Иркутского государственного университета 18 февраля. Организаторы чтений — Фонд Ю.А.Ножикова, Иркутский государственный университет и правительство Иркутской области — предложили участникам слушаний обсудить пять докладов, посвященных наиболее актуальным проблемам высшей школы региона. В слушаниях приняли участие около 30 человек — представителей вузов и Иркутского научного центра СО РАН, правительства и Законодательного собрания Иркутской области, администрации Иркутска.
Региональный фонд по сохранению памяти и развитию наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А.Ножикова был создан осенью 2012 года. Президентом фонда стал заслуженный юрист РФ, бывший заместитель губернатора Ножикова Юрий Курин, исполнительным директором — заместитель декана исторического факультета ИГУ Алексей Петров. В планах фонда проведение два раза в год (февраль, июнь) Ножиковских чтений по наиболее актуальным вопросам, формирование «Ножиковской библиотеки», проведение общественно-политических и культурных мероприятий.
Декан исторического факультета ИГУ Юрий Зуляр обратился к участникам слушаний с изложением актуальных проблем высшего образования, причем не только в Иркутской области, но и в мире в целом.
— Образование становится главной мировой проблемой, и даже будущее цивилизации в целом зависит от того, как будут решены проблемы образования, — заявил профессор Зуляр. — Сейчас в мире насчитывается более миллиарда учащихся (то есть каждый седьмой житель планеты) и около 50 млн преподавателей. Ни одна из систем высшего образования не может существовать изолированно от других, и такие попытки заранее обречены на провал.
Несмотря на критику российской системы образования, в том числе и высшего, по оценке Юрия Зуляра, она во многом превосходит многие другие. В России, например, нет проблемы демократизации образования: большевики решили эту проблему раз и навсегда, открыв представителям всех классов и сословий доступ и к учебе, и к преподаванию, и к научной деятельности. Это создало ту необходимую массовость, при которой возможен настоящий прогресс: на одного ученого приходилось не менее сотни людей, заинтересованных в его работе и способных обсуждать проблемы. В Иркутской области это обернулось тем, что каждый четвертый занятый в экономике имеет высшее образование (выше, чем в США, где высшее образование имеют 22 процента работников). В некоторых отраслях высшее образование является таким же обязательным требованием, как некогда — среднее образование.
Ближайшей задачей общества и высшей школы является переход к системе пожизненной учебы:
— В наше время информация устаревает очень быстро. Как только специалист перестает учиться — он перестает быть специалистом, — заявил Юрий Зуляр. — Пока идут только разговоры о послевузовском обучении, а пора уже переходить к ней, и со временем нашим студентом будет человек, который уже имеет высшее образование. Учебный процесс должны осуществлять не столько профессиональные преподаватели, сколько практики из соответствующих отраслей. Большое значение приобретает дистанционное обучение, и крупнейший в мире турецкий университет уже насчитывает миллион студентов.
узы, отметил Юрий Зуляр, должны воспроизводить нг знания, а продукт — выпускника, специалиста, и именно выпускники должны создавать имидж вуза. Вузам следует учитывать, что без высшего образования невозможно попасть хотя бы в средний класс современного общества, и к нему будут стремиться и те, кто может получить такое образование, и те, кто по разным причинам не способен на такой труд. (Здесь следовало сказать, что в Иркутской области основу высшего образования подрывает крайне низкое качество преподавания в средней школе, обусловленное технической нищетой и высокой текучестью кадров, но в докладе не были предусмотрены паузы для дискуссии.) Вузы становятся важнейшим элементом жизни в регионе, в том числе и потому, что у них есть большие деньги — сопоставимые по объемам с бюджетом целых городов. Это требует изменения психологии руководителей вузов, которым приходится становиться бизнесменами и искать общий язык с «коллегами» из этой отрасли.
Пока в России бизнес и вузы не могут договориться даже о том, какие специалисты нужны экономике. Большевики в свое время решили и эту проблему, подчинив науку и высшую школу интересам государства, — к такому же решению сейчас постепенно приходят во всем мире, а России спешить никуда не надо, у нас эта идея уже реализована.
— То, что Петр I сделал с церковью, Сталин сделал с наукой и университетами, — пояснил свою мысль Юрий Зуляр.
Как будет идти трансформация вузов, предсказать нельзя, но очевидно, что советская система кончилась, а новую пока не создали. Главное — отказаться от мысли, что высшего образования должно быть меньше: нельзя готовить кадры для экономики позапрошлого века, нужно думать о будущем. Разумеется, необходимо повышать качество образования и готовить таких специалистов, которые будут нужны завтра. Один из способов решить эту задачу — обучать так, чтобы выпускники сами создавали себе рабочие места.
Большой интерес вызвало у собравшихся сообщение заместителя министра экономического развития Иркутской области Юлии Румянцевой «Возможные варианты реорганизации вузов Иркутской области с целью повышения их эффективности». Как известно, в октябре 2012 года Министерство образования РФ опубликовало рейтинг неэффективных вузов, в котором оказались и четыре иркутских высших учебных заведения: сельскохозяйственная академия, лингвистический университет, академия образования и медицинский университет. После проведенных правительством и вузами переговоров два вуза были исключены из этого списка, а два – лингвистический университет и академия образования — все еще находятся под вопросом. Правительство области и губернатор Сергей Ерощенко выступили с инициативой создать в Восточной Сибири новый федеральный университет, который мог бы обслуживать интересы сразу трех регионов — Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.
По мнению Юлии Румянцевой, создание федерального университета решало бы сразу несколько задач: сохранение молодежи в регионах, объединение потенциалов вузов и академической науки, и, вероятно, производства. Иркутская область является наиболее подготовленным регионом для того, чтобы стать базой для создания нового федерального университета. Подготовка концепции университета будет вестись правительством совместно с научной и вузовской общественностью. Предложения области направлены в правительство РФ, сейчас региональные власти ждут официального ответа на эти инициативы.
Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».
На фото: Иркутский государственный университет может стать основой федерального университета