Александр Домбровский: «Коммерческие СРО - угроза для строительной отрасли"

Сегодня, когда институт саморегулирования в строительстве уже работает, когда есть первые результаты и первый опыт, нелишне будет напомнить себе и коллегам о том, что саморегулирование — это наиболее перспективный путь развития строительной отрасли. Институт саморегулирования — это классический механизм гражданского общества в предпринимательской среде, который обеспечивает дополнительный надзор и контроль по отношению к государственному регулированию. В гражданском обществе за низкое качество, опасность строительной продукции каждого отдельного строителя — члена саморегулируемой организации — несут коллективную ответственность ВСЕ члены этой организации, независимо от того, кто допустил конкретный брак. Такая постановка вопроса просто не позволяет принимать в члены СРО «безответственных строителей» или, что еще страшнее, фирмы-однодневки.

Основные цели СРО четко приведены в федеральном законе «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 148-ФЗ, принятом 22 июля 2008 года. Давайте еще раз обратимся к ст. 55, где они записаны:

1) предупреждение причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, культурному наследию вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность в строительстве, выполняемых членами саморегулируемых организаций;

2) повышение качества работ, влияющих на безопасность в строительстве, выполняемых членами саморегулируемых организаций.

Кроме того саморегулируемые организации должны взять и берут на себя функции по объединению строительных предприятий, защите их интересов, оказания методической, образовательной, юридической и любой другой, в рамках закона, помощи.

Не вмешиваясь в финансовую деятельность предприятий, но используя все разрешенные законом методы, СРО должны создать, из объединяемых ими предприятий, профессиональные объединения с устойчиво высокой строительной репутацией.

Еще одной целью СРО является создание и поддержание наиболее благоприятной среды для профессиональной деятельности членов СРО.

Для достижения вышеуказанных целей единственно приемлемая схема регистрации СРО — территориальная. В идеале, количество СРО должно совпадать с количеством регионов. Если какой-то регион не набирает необходимой для регистрации СРО численности строительных компаний, он объединяется с соседним. Все просто.

Сегодня получило достаточно большое распространение движение по созданию филиалов СРО в других регионах. При этом условия на вступление в СРО предлагаются самые льготные: только вступайте. Закон не запрещает этого делать. Поэтому и темы для обсуждений, вроде, нет. Но возникает вопрос: зачем профессиональной СРО, стремящейся выполнить все возложенные на нее законом задачи, иметь филиалы в другой части страны? Саморегулирование — это, прежде всего, контроль. Он предписан законом, но, самое главное, этот контроль диктует жизнь.

Строительный комплекс сильно сдал свои позиции в части безопасности и качества. Он недопустимо разбавлен непрофессиональными, а порой и просто случайными людьми. Надо наводить порядок, а для этого вначале нужно выяснить истинное положение вещей, чтобы затем кому-то помочь, кого-то подстегнуть, а кого-то, может быть, и отлучить от строительного рынка. Это очень серьезная задача.

Выполнить ее с помощью камеральных проверок невозможно. Опыт работы нашей СРО — НП СРОСБР — показывает, что проведение выездных проверок крайне необходимо. Они позволяют контролирующим органам партнерства иметь истинное представление о предприятии, а контролируемым строителям — почувствовать, что они под объективным контролем, и время вседозволенности прошло. Такие проверки достаточно непросто проводить даже в пределах одной области, не говоря уже о масштабах страны. Поэтому совершенно понятно (а практика это уже подтверждает), что никто никого в филиалах СРО проверять не будет и, в лучшем случае, сработает принцип ФЛЦ.

Процесс саморегулирования предполагает участие предприятий в процессе управления СРО, в принятии решений, разработке и утверждении наиболее важных документов. Понятно, что для членов филиалов это проблематично хотя бы чисто географически. Реально никто никуда ездить не будет. Снова возникает вопрос: зачем?

Выдаваемый СРО допуск действует по территории всей России. Сегодня нередки случаи, когда предприятие, получившее допуск, к примеру, в Саратове, выполняет работы в Якутии, на Сахалине, т.е. достаточно далеко от места нахождения СРО. Считаю, что в такой ситуации должен быть прописан регламент взаимодействия между СРО, выдавшим допуск, и СРО на территории которого выполняются работы на предмет осуществления контроля.

Предприятие может быть членом любой СРО. Это определено законом и, наверное, нет смысла это оспаривать. Но возникает опять же простой вопрос: почему предприятие, расположенное на территории, где успешно работает местная СРО, для получения допусков вступает в иногороднюю саморегулируемую организацию? Думаю, что ответ очевиден.

Хочется добавить единственное: нельзя у предприятий отнимать право выбора. НО вместе с тем существуют нерыночные понятия, которые должны быть обязательны для всех. И к таким понятиям относится контроль. Преступно давать возможность недобросовестным предприятиям уходить в СРО, где контроль минимальный или вообще «бумажный». Требования ко всем СРО в этом вопросе должны быть одинаково жесткие. В противном случае мы будем иметь то, что имеем. Появление коммерческих СРО, продажа допусков, участие предприятий с купленными допусками в конкурсах и аукционах и т.д.

Коммерческие СРО — это достаточно серьезная угроза для саморегулирования в период становления и поэтому избавление от них — важнейшая задача.

Саморегулируемой организации законом дано право осуществлять доступ предприятий на строительный рынок путем выдачи допусков к определенным видам работ. Это ответственейшая задача. Цена ошибки в этом процессе достаточно серьезна и поэтому правила должны быть четкими и понятными.

Любой серьезный документ начинается с терминов и определений. У строителей десятилетиями отрабатывалась терминология названия участников строительного процесса. Все знают термины: «застройщик», «заказчик», «подрядчик», «генподрядчик», «субподрядчик» и пользуются ими. Гражданский кодекс в статьях: 702; 706; 740 закрепляет понятия подрядчик, заказчик, генподрядчик, субподрядчик.

Напомню, СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» поясняет:

«Заказчик - юридическое или физическое лицо, заключающее договор подряда или государственный контракт на строительство объекта недвижимости и осуществляющее свои обязанности в соответствии с Гражданским кодексом Р.Ф. Заказчиком может быть застройщик или иное лицо, уполномоченное застройщиком.

Подрядчик - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работу по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ»

В статье 1 пункт 16 Градостроительного кодекса записано:

«Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».

Исходя из этих определений, а также для однозначного толкования пункт 32 приказа №624 должен звучать так: «Работы по осуществлению функций ЗАКАЗЧИКА», а пункт 33: «Работы по осуществлению функций ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДЧИКА». Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона» считает необходимым закрепить основной перечень участников строительного процесса с подробным определением, то есть кто что должен делать и кто кем может быть. И сделать это должны строители, а не юристы.

Основной задачей саморегулирования законом определено предотвращение причинения вреда здоровью и имуществу…. Строительный процесс, по определению, влечет возникновение повышенной опасности как для участников процесса так и для окружающих. Причем, это свойственно всем объектам, которые отличаются только масштабами такого вреда.

Второй задачей саморегулирования является повышение качества строительных работ. Общеизвестно, что качественные характеристики объекта складываются из качественных показателей всех работ и конструкций. Это значит, что перечень видов работ, на которые выдаются допуска, должен включать полный список строительных работ, вне зависимости нужны ли на объекты, где они осуществляются, экспертиза и разрешение на строительство. Мнение о том, что сокращение видов работ, на которые обязательно наличие допусков, способствует укреплению малого бизнеса, мягко говоря, несерьезно. Малый бизнес мал только объемами. Все остальные требования должны быть на уровне установленных правил.

Возможность выполнять некоторые виды работ без допусков - это не просто общедоступность. Самое главное - это бесконтрольность. Что мы сегодня и имеем. Огромная армия «диких бригад», иногда даже не имеющих понятия о строительных нормах, легко уходит от налогов. Разве это является помощью малому бизнесу? Нахождение в составе добропорядочной СРО, где, если надо, защитят, научат, помогут, но обязательно проконтролируют, где наравне со всеми членами необходимо выполнять существующие правила - это условия становления законопослушных и конкурентоспособных малых предприятий.

Основываясь на опросе строителей, членов НП СРОСБР, мы делаем вывод, что процедура выдачи допусков должна осуществляться в отношении абсолютно всех видов работ. В этом смысле самым правильным является перечень, который использовался лицензионным центром.

Главным лицом при строительстве любого объекта является Заказчик. На него возлагается все, начиная от процедуры отвода участка и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. А главное - осуществление контроля в процессе строительства. Отсюда два вывода: во-первых, функции заказчика может выполнять только имеющая на это допуск организация и, во-вторых, осуществление строительства любого объекта (даже индивидуальных домов) без наличия службы заказчика (пусть и привлекаемого) профессионально и независимо выполняющего все прописанные законом процедуры строительного процесса, недопустимо.

Эти нормы необходимо прописать законодательно.

Саморегулирование - процесс новый для строительного комплекса. Много еще нерешенных вопросов, требующих разрешения проблем. Главное, чтобы принимались взвешенные, приносящие пользу отрасли шаги. Для этого нужен всесторонний анализ и учет мнений строителей. Ситуацию, когда в течение года трижды меняется перечень видов работ, для которых необходим допуск, и в итоге принимается тот перечень, против которого единогласно выступили все делегаты 2-ого съезда НОСТРОЙ, правильной назвать нельзя. Нельзя назвать правильным пущенный на самотек процесс дробления строительного комплекса путем создания различных специализированных СРО.

Изыскатели, проектировщики, строители - это звенья одной цепочки участников строительства процесса. Каждый делает свое дело, но цель одна - строительство объекта. По всей видимости, и объединять их должна одна организация. И правильно, если это будет НОСТРОЙ.

Справка:

Александр Лаврентьевич Домбровский — член Комитета по жилищному и гражданскому строительству НОСТРОЙ, начальник контрольного управления Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона» (НП СРОСБР), Председатель ГЭК факультета строительства и городского хозяйства Иркутского государственного технического университета, Почетный строитель РФ с 35-летиним стажем.

"Байкал24" впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ