На лесозаготовительное предприятие, расположенное на севере области, едут люди со всех концов бывшего Советского Союза
В поездку на край губернии журналистов «Копейки» соблазнили вкусной информацией о некоем предприятии, куда мечтают попасть на работу чуть ли не иностранцы. Такие уж там условия, говорили нам. Люди, конечно, вкалывают, но и получают соответственно. Более того, на вахту народ возят бесплатно, точнее за счет предприятия. Развитой социализм какой-то, думали мы, и отказывались верить. Что делать, время такое: охотнее веришь в отшельников, чуть ли не в пришельцев — да во что угодно, но только не в трудовые успехи. Опять же с чудо-организацией не вязалось еще одно обстоятельство: ни один чиновник «не прислонился» к ее успехам — не пропиарился, так сказать. Однако наш источник вызывал доверие, и мы поехали в аэропорт. Незадолго до вылета решили посмотреть на карту, чтобы определить, как далеко находится конечный пункт командировки — деревня Давыдово. Вышло так: два часа по воздуху, четыре — водой. Вот по земле туда дороги нет, во всяком случае пока тепло.
Неуважаемые пассажиры
Настроение с утра практически любому человеку способны испортить погода и работа транспорта. Командировка в Киренск не стала исключением. С предпринимателем Владимиром Трачуком мы планировали встретиться в райцентре, а потом вместе отправиться на «Полесье» в Давыдово, где базируется лесозаготовительное предприятие ООО «Витимлес». Точку назначения от Киренска отделяют 200 километров, куда летом добраться можно только по воде, зимой — по временной трассе.
Теплоход на подводных крыльях покрывает расстояние за четыре часа, их планировалось потратить на интервью. Времени для разговоров было больше чем предостаточно, думали мы. Даже с учетом того, что Владимир Владимирович, как нам сообщили заблаговременно, не очень любит рассказывать об успехах. Однако наши планы пришлось корректировать, еще сидя в так называемом накопителе Иркутского аэропорта. После процедуры тщательного досмотра началась эпопея с задержкой рейса. Время вылета переносили раз десять-двенадцать, с небольшим интервалом, причем без внятного объяснения причин.
Вначале диспетчеры ссылались на погоду, однако киренчане постоянно находились на связи и категорически отвергали эту версию. Когда мужчина в форме летчика гражданской авиации предложил отобедать за счет компании, стало ясно, что в Давыдово в этот день уже не попадаем. Двадцатое обращение диктора аэровокзала, начинавшееся со слов «уважаемые пассажиры», тут же перефразировали в «неуважаемые пассажиры». Соседи по несчастью курсировали между автоматами по продаже кофе и, пардон, туалетом. Непонятно откуда возник слух о нехватке самолетов и отправке нашего борта в Бодайбо, после которого наступит наша очередь. Что говорить, умеют наши перевозчики портить кровь пассажирам. В накопителе советского образца подобное времяпрепровождение можно было смело приравнивать к пытке.
Пять часов по картинам на воде
Альтернатива быстроходному «Полесью», на борт которого мы безнадежно опоздали, нашлась в виде обыкновенной моторной лодки. Теперь с пунктом назначения нас разделяло уже пять часов хода. Японцы выпускают, конечно, хорошие подвесные моторы, но до теплохода на подводных крыльях им далековато. Честно говоря, вряд ли мы согласились бы на столь длительное путешествие по реке, не будь за рулем Владимир Николаевич Рютин, который вырос на реке, знает все острова и мели, не раз ходил в плотном тумане, а также темной ночью.
Одна за другой остаются позади деревни — Алымовка, Банщиково, Чечуйск... В чистой воде отражаются крутые скалы, поросшие лесом, кучевые облака. Время от времени краски на нерукотворной картине хаотично смешиваются от самых разных судов. По Лене в обе стороны пыхтят буксиры, толкая тяжелые баржи с лесом, техникой, мимо пролетают пассажирские суда на подводных крыльях, снуют моторные лодки. Последних много, почти как машин в Иркутске в час пик. Интересно, что если в городе о благополучии населения можно судить в том числе по количеству «японок» на улицах, то на реке — по наличию импортных моторов. Так вот по Лене мимо нас курсировали лодки с подвесными «Ямахами» и «Хондами». Может, так совпало, может — действительно стали жить лучше. По берегам разбросаны крупногабаритные детали техники, валяются тросы. В Киренском районе в советское время работало много леспромхозов. В общей сложности предприятия добывали миллион кубометров древесины в год. Сейчас результаты, конечно, скромнее. Многолетние вырубки постепенно зарубцевались. Издали просеки, заросшие иван-чаем, напоминают шрамы. Древесину сегодня берут в основном в южной части района — доступнее она здесь и дешевле получается. В Давыдово предстояло найти ответ как минимум еще на один вопрос: почему покупатели, среди которых есть и представители зарубежных компаний, едут за лесом именно сюда, если его можно купить гораздо ближе?
— Эх, сюда бы на рыбалку! — фраза-мечта вырвалась сама собой, едва заглох мотор.
— Здесь, конечно, рыба есть, но... — Владимир Николаевич выдержал паузу, доливая бензин в бак, — но лучше идти по Чичикану. Там красиво, да и хариус хороший попадает. Правда, речка очень уж извилистая, недаром ее якуты так назвали. В вольном переводе Чичикан — «кривой, как у поросенка...»
— Хвост?
— Можно и с хвостом сравнить, но охотники имели в виду другое...
— ?!. Неужели? Шутники, однако.
По прозвищу Сажа
Каждый населенный пункт в старину имел второе название (читай — прозвище): Половинка, Зобы...
— Наше Давыдово раньше звалось не иначе как Сажа, — говорит Владимир Николаевич. — Почему Сажа? Потому что село дважды выгорало практически дотла.
Сегодня на месте Давыдово-Сажи растет новый поселок, прямо как в советские времена. Добротные брусовые строения образуют настоящую улицу, между жилыми домами расположены баня, столовая, пекарня. Сразу как-то даже и не верилось, что все это для рабочих. Неоднократно доводилось бывать в лесозаготовительных конторах, где под жилые помещения в лучшем случае приспособлены вагончики на колесах.
Несмотря на сумасшедшее расстояние до Большой земли, в глуши работает междугородный телефон-автомат. Звонки отсюда летят по области, России и даже ближнему зарубежью. ООО «Витимлес» чем-то напоминает комсомольские стройки 70-х годов, куда в свое время стремились попасть молодые люди со всех концов страны. Сегодня на берегу Лены работает многонациональный коллектив. Интерес к предприятию вполне понятен. Рабочие разных специальностей получают приличные даже по иркутским меркам зарплаты, после окончания вахты работодатель оплачивает дорогу до дома и обратно. Питание в столовой, что называется, за счет принимающей стороны. Логика витимцев такова: мужчина, работающий на лесной деляне или у пилорамы на нижнем складе, не должен экономить на своем желудке. Это противопоказано с медицинской и невыгодно с экономической точки зрения. Поощрения и наказания на предприятии выстроены в рублевой плоскости. Жестче всего страдают любители выпить — их штрафуют, рассчитывают и ближайшим рейсом отправляют домой. Никаких предупреждений и выговоров с занесением в личное дело.
Владимира Владимировича в поселке не оказалось, уехал на нижний склад. Провожатые по дороге объяснили, что Трачука запросто можно застать с лопатой в руках или копающимся вместе с рабочими в каком-нибудь механизме. Он предприниматель из разряда тех руководителей, которые не будут стоять в стороне, если видят, что у подчиненного не получается работа или тот делает не так. Впоследствии не раз пришлось удивиться энергии Трачука. В час ночи просит подсобного рабочего осмотреть двор, где содержатся куры: раскудахтались — значит, тревожит крыса, колонок или даже лиса. А в половине седьмого что-то обсуждает с рабочими у вахтовки, отправляющейся на деляну. Руководителю до всего есть дело. Создалось впечатление, что он вообще не спит. Не исключено, что у определенной категории наших читателей возникнет вопрос: какая необходимость самому копать яму, участвовать в починке двигателя, когда есть рабочие? Может, стоит подумать о более глобальных вещах — например, о перспективе развития предприятия, поиске покупателей? Во-первых, картинки с ямой, механизмами, о которых сам Трачук ни за что бы не рассказал (донесла разведка), лишь штрихи характеристики человека с неуемной энергией.
Во-вторых, бытовая гиперактивность не мешает Владимиру Владимировичу решать глобальные задачи, вести переговоры с партнерами, в том числе иностранными — перед нами в Давыдово побывали предприниматели из Европы.
Глухомань глазами зарубежных гостей
Владельцу австрийской компании «Холцхандель —Лэрхенхольц» Йоханну Леймюллеру давно интересна наша древесина, точнее лиственница. Потенциальный партнер решил посмотреть места, где произрастает «железное дерево», а заодно ознакомиться с организацией труда в Витимлесе. Важного гостя несколько смутили российские расстояния, по его словам, отдаленность отпугивает серьезных потребителей. Зато целиком и полностью пленила природа, красота сибирской реки Лены. Вне всякой конкуренции была уха из тайменя, которую Йоханн назвал лучшим супом в мире.
Среди партнеров витимцев значатся японцы, они знакомы с качеством киренского леса еще с советских времен. Тогда древесину через океан таскали крупные производственные объединения, чей основной профиль на первый взгляд был далек от лесных делян. По информации коллег из «Ленских зорь», в районе насчитывалось до десяти крупных леспромхозов: Визирненский, Тамбовский, Иртышский, Воронежский, Куйбышевский — о географии можно судить по одним названиям.
Во главе угла стояла плановая экономика, предприятия не зарабатывали деньги, как бы парадоксально это ни звучало. Они их осваивали — нередко вопреки законам экономики, а иногда и здравому смыслу. Сегодня все не так, предприятия всех форм собственности считают деньги. Казалось бы, компании Владимира Владимировича, которой от Киренска до Витима по заготовке и переработке нет сегодня равных, можно только завидовать. Да еще и в партнерах иностранцы с разных континентов. Однако сам Трачук настроен менее оптимистично. Тяжело вести бизнес, соблюдая все законы. Предприятие, которое ни от кого не прячется, чаще попадает под пресс контролирующих органов. Проще живется так называемым конторам-воруйкам. Налоги не платят, законы не соблюдают. И не преследует их никто по большому счету.
Трудно иметь дело с русскими
Более-менее обстоятельно с Владимиром Владимировичем удалось пообщаться только поздно вечером, за столом. Кстати, с Большой земли мы привезли с собой кое-какую снедь, в том числе свежие огурцы. За что получили выговор. Оказывается, у лесозаготовителей свой огород, теплицы, птицеферма, кролики.
— Владимир Владимирович, чем ценна здешняя древесина? С виду лес как лес...
— На любом срезе видны годовые кольца. Если на одном сантиметре насчитывается 10 годовых колец, то считается, что это очень хороший лес. У нас на один сантиметр приходится до 28 колец. В здешних краях очень холодно, древесина прирастает очень и очень медленно. Если в более южных районах за 200 лет дерево вымахает в два обхвата, то здесь — наполовину меньше.
— Среди ваших партнеров есть зарубежные компании. Высокие ли у них требования и насколько хлопотно иметь с ними дело?
— На экспорт мы отправляем, в частности, распиленную древесину. Каждая пачка строго пронумерована, мы знаем, в какую смену, кто ее напилил и с кого спросить в случае каких-либо претензий. Что касается отношений как таковых, то иностранцы говорят, что мы, россияне, непредсказуемы и с нами очень тяжело иметь дело.
— Почему?
— Потому что, например, в прошлом году на всю Россию было объявлено о заградительных пошлинах, из-за которых стало бы невыгодно вывозить круглый лес. Японцы что сделали? Они мгновенно «вырезали» заводы по переработке круглого леса, перестроили под пиломатериалы, планировали из наших досок делать клееный брус. Но в самый последний момент родное правительство решило оставить пошлины прежними — и получилось, что нам невыгодно пилить доски, а импортеры уже не готовы принимать круглый лес. Иностранцы быстро договариваются между собой и держат, например, одну цену. Россияне не хотят или не могут придерживаться одних правил, не понимают или не хотят понимать, что так выгоднее всем.
Деревянная черепица
Работа в Витимлесе ведется круглые сутки, даже на лесной деляне. Из техники предпочтение отдается импортной — «Коматцу», «Хитачи», «Джо-Диру»; она, конечно, дороже отечественной, но полностью оправдывает затраты. На большой территории работают пилорамы, станок для распиловки тонкомера. Промышленной сети здесь нет, энергию подают дизельные электростанции.
Вместе с традиционной переработкой древесины витимцы ищут нестандартные схемы использования леса. Известно: у спиленного дерева в дело идет средняя часть ствола, вершина и комель попадают в отходы, на дрова. Даже в советское время до конца не решили вопрос, куда девать вершки и корешки. Их жгли, просто бросали на деляне. Хорошую идею витимцам подсказали немцы — они предложил строгать... черепицу. Сибиряки завезли несколько станков и выпустили пробную партию.
Начальник нижнего склада Владимир Николаевич Рютин продемонстрировал нам технологию производства кровельного материала. Мощный гидроклин раскалывает чурку на дощечки, на другом станке им подравнивают края — и практически все. Фокус в том, что такие дощечки не надо строгать. Древесное волокно, уложенное самой природой да еще пропитанное смолой, естественным образом отталкивает воду. С годами лиственница становится только крепче. На солнце такая черепица приобретает очень красивый оттенок, она будто «загорает». У данного направления пока одна, но весьма существенная проблема — не видно рынка сбыта. Про необыкновенную черепицу мало кто знает. И еще: вывозить ее из Давыдово весьма накладно. Пробиться на рынок, наверное, возможно через участие во всевозможных строительных ярмарках.
Жизнь — как визига
Когда нам рассказали, что в Витимлес едут на работу из многих уголков страны, то мы в первую очередь подумали, как повезло местному населению. Вокруг безработица, сокращения, невыплата зарплаты, а тут под боком стабильно работающее предприятие.
Но выяснилось — местных не так уж и много. Есть мужики из Визирного, Алексеевска, Киренска. А из Коршуново, расположенного в 12 километрах от предприятия, трудится всего несколько человек. Выходит, что не хотят зарабатывать деньги. Проще наловить рыбы, продать, деньги пропить. Уже на обратном пути в Киренск в салоне «Полесья» группа подвыпивших мужчин громко делилась планами на жизнь. По матерным репликам стало ясно, что из этой компании никто не работает и, самое главное, не собирается. Между прочим, в разговоре кто-то упомянул и Витимлес с его заработками, но тут же практически хором компания отвергла такой вариант поправить материальное положение, приведя убийственный аргумент: «Там же работать надо...» Как говорится, без комментариев.
Невольно обозначилась ассоциация с визигой — особой жилой у хордовых рыб, в частности у осетров. В русской кухне она используется для приготовления кулебяк, пирогов. Однако эта самая визига может быть и смертельно опасной. Рыбаки говорят, что если вовремя осетра достанут, то визига вполне съедобна. Однако если рыбина уснула на крючке, то есть ее нельзя ни в коем случае. И все дело в этой визиге. Знатоки поясняют: попав в безнадежное положение, например на браконьерский крючок-самолов, осетр начинает сам себя травить. В литературе приводится другая версия: яд вырабатывается уже в мертвой рыбе. Так или иначе, исход один...
Мужики ассоциируются с осетрами. Попав на крепкий алкогольный крючок, работяги даже не пытаются с него слезть, а травят и травят себя потихоньку...
***
В ходе длинной командировки на островок стабильности и надежды под названием Витимлес вывод напросился сам собой: российский бизнес очень живуч, но и ему нужна поддержка государства. Серьезным предпринимателям необходимо предоставить то, что они не способны сделать себе сами, а именно — разумные налоги, эффективные ставки ЦБ, приемлемые таможенные пошлины. И не мешать работать. Тогда они выведут экономику районов, а может, и всю страну из депрессивного состояния.
P. S. Отдельное спасибо Владимиру Николаевичу Рютину, доставившему журналистов на лодке в Давыдово, а также Владимиру Георгиевичу Норко, оказавшему гостям достойную информационную поддержку.
Борис Слепнев. Фото автора
На фото в центре руководитель Витимлеса Владимир Трачук
<p align=right><a target=_blank href=http://pressa.irk.ru>"Копейка"</a></p>