Эксперимент по введению в школах “Основ религиозных культур и светской этики”, начатый в 21 регионе страны в 2009-2010 учебном году, завершился. С 1 сентября нынешнего года преподавание курса по религиозной культуре и светской этике стало обязательным во всех школах России. Как обстоят дела с введением нового предмета у нас, в Забайкалье, рассказала декан факультета гуманитарного образования Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования Оксана НАДЕЛЯЕВА.
— Оксана Евгеньевна, наш край не входил в список пилотных регионов по внедрению эксперимента. Означает ли это, что нашим учителям, ученикам, а также их родителям будет сложнее осваивать эту дисциплину?
— С одной стороны, то, что мы не вошли в эксперимент — это плюс, потому что мы можем избежать ошибок тех, кто пошел первым путем. Эксперимент удался, дана оценка итогам, поэтому с 1 сентября 2012 года четвероклассники в Забайкалье приступили к изучению курса “Основы религиозных культур и светской этики”. Это обязательный предмет, не факультатив, он внесен в базисный учебный план. Я глубоко убеждена, что “Основы” необходимы в первую очередь для того, чтобы правильно постигать в дальнейшем и русскую, и мировую культуру.
Но все же есть проблемные моменты, с которыми, действительно, нам приходится сталкиваться. Сопротивление идет со стороны родителей, которые не понимают, что изучаться будут основы культуры, а не религии. Тут нужно понимать, что курс, прежде всего, культурологический и воспитательный. Ключевые слова в названии каждого модуля — ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ. Также многие родители не различают понятия — религиозная и религиоведческая культуры. Это разные вещи. Религиозная культура связана с изучением и обязательным исполнением обрядовости, и преподается она в воскресных школах, медресе, духовных училищах и семинариях. А у нас в школах вводится религиоведческий курс, то есть детям расскажут о религиозной культуре, об этических нормах, о культовых сооружениях разных конфессий, о национальных обрядах, без исполнения практической части обрядовости.
Далее — по выбору модуля. Это должны сделать родители или лица, их замещающие, ведь четвероклассник еще не способен выбирать содержание своего образования, он учится тому, чему его учат. Курс включает шесть модулей: четыре конфессиональных — “Основы православной культуры”, “Основы исламской культуры”, “Основы буддийской культуры”, “Основы иудейской культуры” — и два обзорных — “Основы мировых религиозных культур” и “Основы светской этики”. В школах Читы, в основном, родителями выбран модуль по светской этике. Но и в этом моменте возникают казусы. Родители, выбирая светскую этику, думают, что будет изучаться этикет, где ребенка научат манерам поведения. Вот такое идет смещение понятий. Приходится объяснять, что такое этика и что входит в содержание этого курса.
В общем, учителям предстоит огромная работа с родителями. Хорошо то, что в учебно-методический комплект, который выходит в издательстве “Просвещение”, включена книга для родителей, где собраны ответы на самые часто задаваемые родителями вопросы о содержании курса и условиях его преподавания.
— Как распределились предпочтения краевых школ в выборе модулей?
— По краю по результатам мониторинга на этот учебный год предпочтение было отдано модулю “Основы православной культуры”, затем — “Основы светской этики” и замыкают тройку “Основы мировых религиозных культур”.
Курс рассчитан на 34 часа в год, один раз в неделю. Что касается учебников, то школы сегодня ими обеспечены.
— И этих часов будет достаточно, чтобы ребенок освоил, по сути дела, огромный пласт мировой культуры?
— Конечно, за 34 урока дать даже основы сложно. Например, модуль “Основы мировых религиозных культур” на сегодняшний день по результатам двухлетней апробации признан информационно перегруженным. Представьте, тема двух уроков “Священные книги религий мира”. Это надо на двух уроках рассказать о буддийской Трипитаке, об иудейском Танахе, об исламском Коране и о христианской Библии. И это все надо адаптировать для уровня восприятия учениками 4-го класса. Этот модуль хорош для старшеклассников, когда у них за плечами изучение курса истории, литературы. Но на сегодняшний день пока нет нормативных документов о том, что курс “Основ” будет продолжен и дальше, в основную школу. В перспективе хотелось бы, чтобы он был продлен хотя бы до 9 класса. Это было бы логично.
— Есть родители, которые выражают опасение, что в школы придут священнослужители. Кто же будет обучать наших детей?
— Это будут подготовленные учителя, прошедшие по требованиям нормативных документов курсы повышения квалификации или переподготовку. Сейчас в нашем институте проходят обучение на проблемном семинаре 80 человек. Из них 60 — учителя начальных классов. И этот факт тоже вызывает определенный вопрос: кто должен учить детей — учитель начальной или основной школы. В нормативных документах не сказано, педагог какой специальности должен вести этот курс, важно, чтобы этот человек был готов к этой работе, который чувствует ответственность. Лично я считаю, что учитель-гуманитарий сегодня чуть лучше подготовлен к ведению этого курса именно из-за своей базовой информационной подготовки. А вот учителям начальных классов придется сложно в этом году. Им понадобится много читать и набирать базовую информацию. Конечно, у них есть плюс — они владеют методикой преподавания в начальной школе. Но психологи говорят, что учащиеся четвертого и пятого классов находятся на одном уровне восприятия информации. Но, в конце концов, выбор учителя для этого курса за администрацией школы.
— А как вы относитесь к тому, что авторами учебников выступают священнослужители? Например, составитель нового учебника “Основы буддийской религии” профессор РУДН Баатр Китинов подвергает критике учебники под авторством богословов.
— К авторам-священнослужителям отношусь положительно, они более глубоко знают о содержании предлагаемой информации и умеют отобрать необходимый материал. По экспертной оценке по итогам эксперимента, учебник Андрея Кураева признан лучшим, потому что он учел возрастную компетенцию детей. Создалось впечатление, что Баатр Китинов, Михаил Членов (один из авторов учебника по основам иудейской культуры) пишут не для четвероклассников, а для более взрослой аудитории. А Кураев в своем учебнике как раз ведет живой разговор с детьми 9-10 лет. И, считаю, что на священнослужителя налагается еще большая ответственность за то, чтобы учебник был понятен и доступен.
— Некоторые общественники опасаются, что разделение школьников по конфессиям может привести к школьным раздорам, и ратуют, чтобы школьники изучали все модули подряд.
— За 34 часа, отведенные на изучение курса, дать все модули ребенку — нереально. Увеличение часов приведет к реальной перегрузке ребенка. А разговор о межрелигиозной вражде при введении этого курса считаю необоснованным. Когда дети делятся на группы при изучении иностранных языков, они разве враждуют из-за того, что одни изучают английский, другие — французский? И здесь тоже самое. В этом предмете нет того, чтобы натолкнуло детей на мысль, что твой храм лучше или твои традиции хуже. В этих учебниках материал нейтрален по отношению к другим конфессиям, привязки по национальной принадлежности никакой нет.
— Оксана Евгеньевна, сегодня отношение в обществе к религиозным культурам крайне неустойчивое, поэтому новый предмет, судя по всему, необходим. Можно ли спрогнозировать результаты?
— Я считаю, что данный курс очень нужен. Только результаты своей работы мы получим не через год, а через несколько лет, как в той притче о сеятеле. Одно зерно упало в каменистую почву, и оно не проросло, второе — в тернии, и ее чертополох заглушил, а третье упало в плодородную землю и дало свои плоды. Вот наше дело сегодня — посеять. А то, что взрастет, потом обязательно даст свой урожай. На это надо время. А пока нужно сделать шаг вперед, ведь дорогу осилит идущий.
— Спасибо за беседу.
Саянэ БАЛДАНОВА.