На Петербургском международном экономическом форуме Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило свой рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Методика составления рейтинга вызвала много вопросов и сомнений как у известных экономистов, так и у представителей регионов. Прежде всего обращает внимание на себя необычайно низкие результаты сибирских и дальневосточных регионов в рейтинге АСИ.
Во вторую группу «Регионы с комфортными условиями для бизнеса» попали лишь два «зауральских субъекта» - Кемеровская и Томская области. То есть, по логике составителей рейтинга для инвесторов Тамбовская область привлекательнее чем Красноярский край и Алтай, а Чувашская республика - чем Сахалин или Приморье? Количество и объемы заключенных на Петербургском международном экономическом форуме региональными правительствами договоров с крупнейшими международными и российскими корпорациями полностью опровергает результаты рейтинга и ставит его составителей в неловкое положение.
Среди особо пострадавших регионов оказались Забайкальский край, республики Тыва и Алтай и Иркутская область. Попадание Приангарья в аутсайдеры рейтинга АСИ вызвало наибольшее удивление у специалистов. Вряд ли даже самые оголтелые критики действий команды возглавляющего Иркутскую область Сергея Ерощенко осмелится утверждать, что ситуация в регионе хуже чем в соседней Бурятии или сопоставима с катастрофическим положением дел в Забайкалье.
Оценку рейтинга Агентства стратегических инициатив вызвали удивление и несогласие даже у возглавляющего региональный экспертный совет АСИ, председателя совета ИРО «Деловая Россия» Олега Яценко, который заявил:
- В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов АСИ поставило Иркутскую область на предпоследнее место. Думаю, что такой результат не отражает реальное положение дел в этой сфере, хотя и указывает нам некоторые слабые моменты. Такими направлениями, получившими неудовлетворительную оценку, являются: а) Выдача разрешений на строительство; б) Бизнес-инкубаторы и технопарки и количество созданных рабочих мест в них; в) Поддержка малого бизнеса, в т.ч. в части информационного портала.
И если с двумя названными первыми пунктами я согласен полностью, то с третьим пунктом все же не соглашусь - оценка системы поддержки малого бизнеса в регионе заслуживает лучшей оценки, т.к. в последние годы активность на этом направлении явно повысилась. Неудовлетворительная оценка информационного портала не должна полностью снижать рейтинг этого пункта - ведь наличие портала далеко не гарантирует качество поддержки малого бизнеса на территории. В этом вопросе мы проведем консультации в рамках Экспертной группы с коллегами из АСИ и выясним что же именно не удовлетворило опрашиваемых экспертов.
Отметим, что еще одним существенным фактором, повлиявшим на место Иркутской области в рейтинге стали отношения между предпринимателями (а именно на их основе их анкетирования составлялся рейтинг) с одной стороны и налоговой службой и естественными монополиями с другой стороны. Представители бизнеса считают, что их замучили многочисленными проверками, а работа с монополиями носит непрозрачный характер с коррупционной составляющей.
Но несмотря на все недочеты методики расчета рейтинга и его явную предвзятость к сибирским регионами власти Иркутской области уверены, что их усилия по улучшению инвестиционной привлекательности позволят Приангарью уже в следующем году занять более достойное место. Как справедливо отметил министр экономического развития и промышленности Иркутской области Руслан Ким, планомерная работа правительства не может не дать положительных результатов в ближайшие два-три года. Ждём.