Иностранные интернет-корпорации, работающие в России, должны зарегистрировать свои официальные представительства

Иностранные интернет-корпорации, работающие в России, должны зарегистрировать свои официальные представительства. Это позволит создать прозрачные правила игры для всех участников рынка. Российский рынок и по объёмам аудитории, и по доходам для компаний стабильно входит в топ-5 – топ-10 всех крупнейших интернет-платформ. Иностранные платформы зарабатывают на российском рынке десятки миллиардов рублей, имеют десятки миллионов пользователей.

Иностранные ИТ-компании фактически оказывают услуги пользователям на территории РФ, а следовательно, должны исполнять требования российского законодательства наравне с нашими коллегами. Сейчас крупнейшие интернет-платформы и популярные соцсети находятся фактически вне юрисдикции российского законодательства. Они не имеют в нашей стране представительств, и могут уходить от ответственности за те или иные правонарушения.
Зарубежные ИТ-компании получают в России хорошую прибыль. Они продают рекламу, обрабатывают персональные данные россиян и таргетируют на них рекламные посты. Отчётности о полученной на россиянах прибыли при этом нет. Компании выполняют исключительно маркетинговые функции и не несут ответственности за политику и деятельность головных холдингов. Фактически, российским регуляторам зачастую просто не с кем взаимодействовать по вопросам деятельности иностранных ИТ-платформ в России и некому предъявлять требования о соблюдении российского законодательства, в случае его нарушения.

Многие страны уже ввели жесткие меры по «приземлению» международных компаний на своей территории, получив положительный эффект. В России он тоже не за горами. Законопроект, обязывающий иностранные IT-компании иметь полноценные представительства в России, внесут в Госдуму в ближайшее время. И его уже ждут российские специалисты.
Антон Паймышев, руководитель IT компании, полуфиналист конкурса "Лидеры интернет-коммуникаций": «Я считаю, этот закон является очередным шагом в регулировании интернета и взаимодействия компаний/площадок на рынке России.

Преимущества действительно имеются: это и дополнительные рабочие места в городах, где будут открыты данные представительства, так как будут требоваться специалисты для работы в данных компаниях. Также может упроститься взаимодействие локального бизнеса с крупными международными IT-компаниями - сейчас это не всегда удобно и эффективно. Плюс, конечно же, налоги».

Алексей Белоусов, руководитель школы программирования: «На мой взгляд, законопроект преследует две цели: налоги и информационная безопасность. Подобная практика существует во многих странах. Тенденция подобного регулирования необратима. Вполне вероятно появление на территории РФ - IT структур с новыми рабочими местами. Достаточно адекватным является решение применять закон лишь к ресурсам с ежесуточным посещением более чем 500 тыс. пользователей, хотя и не уточняется считаются уникальные посещения или визы, а то и вообще просмотры. Будем надеяться, что речь идет именно об уникальных пользователях. Время покажет».

Алексей Черкашин, руководитель ВС Консалт (юридическое сопровождение бизнеса): «В целом, появлению законопроекта удивляться не стоит. Идея о том, что «интернет – территория свободы», существует только в головах отдельных людей. Государство последовательно и планомерно вводит регуляцию этой области нашей жизни. В рамках этой стратегии идея о том, что регулировать на территории свой страны надо не только отечественные компании, но и любые иные, в том числе, иностранные, вполне себе естественна. 

Закон скорее полезен для граждан, чем вреден. Например, если вдруг по неизвестным внутренним корпоративным причинам вас заблокировали в Фейсбук или Твиттер (как Д. Трампа), то куда, кроме администратора, вы можете пожаловаться? До сих пор механизм судебной защиты таких нарушенных прав был слабо регламентирован. Суды робко начали применять Закон о защите прав потребителей. Но даже в случае выигрыша кому предъявлять решение? Слать по месту регистрации Твиттера исполнительный лист? С наличием офиса компании-ответчика на территории РФ этот вопрос будет решить проще».

России необходимо чётко стоять на своих позициях и поставить бигтех перед выбором: либо корпорации продолжают зарабатывать деньги, но работают в правовом поле и уважают цифровые права пользователей, либо они теряют прибыль.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ