Круизное судно «Любовь Орлова» стало «Летучим Голландцем»

Недавно в западных СМИ начался переполох – появились сообщения о том, что к берегам Ирландии движется судно "Любовь Орлова", потерявшееся в океане еще в начале прошлого года. На борту нет людей, сигнальные огни не горят. Единственные обитатели корабля – крысы, которые питаются своими сородичами.

"Комсомолка" поговорила с капитаном и его старшим помощником, которые были на борту судна в его последнем плавании.

Из Приморья – в Антарктику

В середине 70-х годов Дальневосточное морское пароходство пополнилось новым судном, названным в честь советской актрисы - "Любовь Орлова". Два десятка лет оно работало на внутренних приморских линиях, бороздя море от Владивостока до Преображения. Редкий житель в то время хоть раз в жизни не добирался до нужного места на "Любови Орловой". Но в годы перестройки оказалось, что маршрут, да и само судно нерентабельны: флот старел, содержать его было все труднее, грянула приватизация. Пару лет "Любовь Орлова" была во фрахте, и на ней возили подержанные иномарки из Японии.

Позже на нее нашелся покупатель - судовладелец из Новороссийска. Его привлекли ледовый класс и хороший корпус, благодаря чему судно можно было эксплуатировать в Северных морях, ходить через Арктику.

- Летом судно ходило с туристами в Арктику, а зимой - в Антарктиду. Любители арктического туризма съезжались со всего света. Их привлекала возможность полюбоваться айсбергами, белыми медведями, северным сиянием, - рассказал Александр Похилец, капитан "Любови Орловой".

Если обслуживающий персонал набирали в Новороссийске, то членов экипажа предпочитали приглашать из Приморья – они все-таки знают судно как свои пять пальцев. В 2010 году на "Орлову" был назначен очередной, ставший последним экипаж: капитан, старший помощник, старший механик…

В сезон судно отправлялось в туристические рейсы продолжительностью 8 – 12 дней, а в межсезонье вставало на ремонт.

- За его техническим состоянием тщательно следили, - продолжает Александр Похилец.

Возвращаясь из своего последнего рейса в сентябре 2010 года и выгрузив в очередном порту пассажиров, "Любовь Орлова" взяла курс в канадский порт Сент-Джонс - пополнить запасы продовольствия, воды, топлива, а затем перейти в Лас-Пальмас, чтобы встать на ремонт, и даже был проект на ее модернизацию.

Под двойным арестом

- В Сент-Джонс мы зашли с грузом. Дело в том, что у канадцев очень строгий подход к экологии, и перед тем, как зайти к ним в порт, нужно по пути собрать металлолом. Где конкретно – говорили они. Мы насобирали бочек в одной из бухт, расставили их, где только можно на судне, погрузили также оставшийся от староверского поселения крест, - вспоминает Владимир Карелин, старпом на "Любови Орловой".

Вот с этого момента и начались мучения членов экипажа и персонала.

- В Сент-Джонсе портовые власти с местными полицейскими объявили нам, что судно арестовано по иску компании, которая занималась поиском туристов и организацией круизов, - рассказывает капитан.

Стоило подать иск одному, как тут же проснулись остальные кредиторы и начали требовать свои деньги. Экипаж тоже молчать не стал, а попросил зарплату. Договоры с моряками заключали на восемь месяцев, срок их действия подходил к концу. В документах не было оговорено, что каждый месяц моряки получают зарплату, зато значилось, что судовладелец обязан с ними рассчитаться, как только закончится контракт. Но денег не было, и экипаж обратился к приморскому профсоюзу моряков.

- Мы связались с инспектором ITF в Канаде. Он пообщался с моряками и уже от имени экипажа второй раз наложили арест на "Любовь Орлову". К тому времени долг по зарплате составлял 350 тысяч долларов, - рассказал президент дальневосточной ассоциации морских капитанов Пётр Осичанский.

Судовладелец даже лично прилетал в Канаду и обещал морякам, что расплатится с ними, как только найдет деньги. Но ситуация становилась только хуже.

- Дошло до того, что нам было нечего есть. Выжить помогли жители Канады, которые снабдили экипаж продуктами: хлебом, водой, едой, - вспоминает старпом.

- Они узнали из новостей о нашей ситуации. Одна статья в местной газете с нашими проблемами, и жители городка Сент-Джонс и общественные организации в итоге принесли столько еды, что пришлось делать возврат остатков перед уходом экипажа с борта судна. Спасибо им за это, - вторит коллеге капитан.

С одеждой тоже помогли. Местные общественные организации договорились с секонд-хендом, чтобы экипажу выдали теплую одежду, ведь Сент-Джонс находится практически на той же широте, что и Санкт-Петербург, поэтому холода неизбежно надвигались.

- Трое наших - доктор, прачка и номерная - попросили политического убежища в Канаде. Врач был родом из Анапы и перед выходом в море взял большой кредит. Зарплаты нет, платить нечем, а проценты росли. Он боялся возвращаться на родину. Знал, что не сможет рассчитаться, - рассказывает Владимир Карелин.

Вернуться домой помогло государство

Работы на судне не было, а свободного времени у членов экипажа, наоборот, было много. Обстановку накаляло то, что деньги по-прежнему не выплачивали. Капитану становилось все труднее контролировать ситуацию. Поэтому он обратился в правительство России с просьбой о репатриации моряков, ведь на дорогу домой у экипажа денег не было. Его услышали и выделили 2,7 миллиона на билеты. Покидали судно группами.

Капитан и еще семеро моряков оставались на нем до 12 декабря 2010 года, поддерживая живучесть. А потом судовладелец объявил себя банкротом, и "Любовь Орлова" перешла в собственность порта. Оставаться на ней дальше было попросту невозможно. Последние восемь человек покинули теплоход.

- Судовладелец велел нам законсервировать судно и передать его портовым властям. Мы к этому его технически подготовили, в том числе слили все жидкости. Старший механик на судне оставил подробный рапорт, что и где нужно сделать, чтобы механизмы завести, - рассказал капитан.

Судно продали на лом

Уже дома моряки следили за ситуацией и ждали денег.
- Специалисты оценили судно в 1,200 миллиона долларов. Его хотели купить дальневосточники, но новороссийский судовладелец запросил за него два с половиной миллиона. Конечно же, никто не захотел приобретать судно за эту сумму, - рассказал старпом.
В итоге «Любовь Орлову» продали на аукционе на металл за смешные деньги - 200 тысяч долларов. По подсчетам самих моряков, сдав ее на лом, можно было выручить порядка миллиона в американской валюте.

Экипаж надеялся, что эти деньги пойдут им на зарплату, долг по которой составлял уже 420 тысяч долларов. Но все вырученные деньги ушли местному шерифу. Для моряков это стало большой неожиданностью, ведь они очень надеялись получить хоть что-то.
- Порядок таков, что сначала выплачивают деньги экипажу, а уже потом - всем остальным. Но всегда есть в таких случаях компания, которая обеспечивает безопасность судна в порту, тогда в первую очередь рассчитываются с ней, а с моряками и всеми остальными – уже потом, - объяснил Петр Осичанский.

Затерянная в океане

Почему новый владелец решил тащить судно в Доминикану на буксире, для моряков до сих пор загадка.

- Нам сказали, что не смогли завести двигатель. Ну, во-первых, мы оставили подробную инструкцию, как это сделать. А во-вторых, можно было выйти на нас. Мы бы отогнали "Любовь Орлову" своим ходом, - рассуждает Александр Похилец.

В пункт назначения теплоход так и не дошел. Буксир попал в шторм, трос порвался, и с тех пор слухи о судне-призраке будоражат весь мир.

- Если бы русские моряки перегоняли судно, то они сумели бы снова взять его на буксир. Но у иностранцев главное правило – не рисковать жизнями. Возможно, поэтому судно и не стали искать, - рассказал Петр Иванович.

Для капитана, как, впрочем, и остальных моряков, стало неожиданностью, что "Любовь Орлову" заново не взяли на буксир. Бывает, что тросы рвутся, - это обычная практика. Но никто не сомневается, что судно было застраховано на сумму не меньше той, которую хотели бы выручить за металл, иначе бы его не выпустили в море. Так что новый владелец свои деньги наверняка получил и остался в выигрыше.

- Я 45 лет отдал морю и могу себе позволить сказать, что это было сделано специально.

Обрубили концы буксира и решили все вопросы, - высказал свое мнение старпом.

Однако капитан сомневается в версии Владимира Карелина:
- Если они хотели утопить и получить страховку, то проще было открыть кингстон, чтобы судно затонуло и не дрейфовало столько времени, - считает Александр Данилович.

Версия 1: теплоход затонул только официально

Экипаж и сегодня следит за судьбой "Любови Орловой". Каждое появившееся сообщение о ней приковывает внимание моряков и заставляет снова и снова задумываться над тем, где же сейчас может быть судно.


- Никто не может подтвердить, что «Любовь Орлова» до сих пор на плаву. Последний официальный сигнал от нее был получен, когда сработал датчик аварийного буя. С тех пор судовладелец считает, что корабль затонул, - рассказал капитан.

Радиобуй расположен на верхнем мостике, и он срабатывает, когда касается морской воды. Но означает ли это на сто процентов, что судно утонуло?

- Если судно легло на бок и вода его захлестнула, то оно может и встать. У него хорошая остойчивость. С другой стороны, буй мог выкинуть за борт человек, - рассуждает капитан.

Версия, что буй выкинули специально, имеет под собой почву. Существует такое понятие, как абандон – отказ от затонувшего имущества. Если был получен сигнал радиобуя, судно официально считается затонувшим и владелец объявляет абандон. Но если оно все-таки не утонуло, то любой проходящий мимо корабль может взять его на буксир, и теперь оно будет принадлежать ему.

Учитывая стоимость металла – миллион долларов, вполне вероятно, что «Любовь Орлову» могли уже отогнать на металл совсем другие владельцы.

- Но, опять-таки, радиобуй может выйти из строя. Раз в год мы проверяем его, а тут уже три прошло, - размышляет Александр Похилец.

Капитан уже начал перебирать в интернете суда пассажирского международного флота. Закралась мысль: может, оно уже работает спокойно под другим названием?

- Пока я не нашел ничего похожего на "Орлову2. Я свой пароход узнал бы сразу. Довольно часто вспоминаю, - признается Александр Данилович.

Версия 2: судно не могло дрейфовать столько времени

Моряков смущает то, что если бы судно действительно дрейфовало целый год, его не могли не заметить и не принять мер. Бесхозный корабль представляет реальную опасность для судоходства, которое очень развито в том районе.

- Там все очень цивилизованно. Судно без экипажа является препятствием для навигации. При сильном волнении в туман локатор другого судна может его "не увидеть", есть вероятность столкновения, - рассказал капитан.

Еще одна загадка: как может судно без экипажа столько времени дрейфовать и не попасть на мель, когда на берег выкидывает суда даже с моряками, которые все вместе борются за живучесть корабля и все равно не в силах противостоять стихии.

Версия 3: "Орлова" непотопляема

Но ведь судно видели и даже смогли опознать. Значит, есть вероятность, что оно до сих пор на плаву.

- Ему очень сложно затонуть. Для этого нужно потерять остойчивость и непотопляемость. Остойчивость можно потерять из-за крена, когда в трюмы проникает забортная вода. Тогда оно может перевернуться и медленно затонуть. Непотопляемость можно потерять только из-за большой пробоины. Внутрь хлынет вода, и судно пойдет ко дну, - рассуждает Осичанский.

По словам президента дальневосточной ассоциации морских капитанов, ни того ни другого не произошло. Теплоход был в хорошем техническом состоянии, тщательно загерметизирован.
- И когда ровно год спустя появилась информация о том, что судно вроде есть и кто-то его видел, меня это не удивило. Я допускаю такую возможность, - рассуждает Осичанский

Если судно еще не потонуло, то рано или поздно Гольфстрим выкинет его к берегам Ирландии или Англии.

А есть ли крысы?

Сообщения о том, что судно движется к британским или ирландским берегам, дополняется пугающей подробностью, что на "Любови Орловой" огромное количество крыс. Моряки не исключают такой возможности, но и поводов для беспокойства не видят.

- На нашем судне не было ни одной крысы. Но так как оно стояло бесхозным в порту по соседству с рыболовецкими судами, то не исключено, что они могли туда забраться. Но это все решаемо. На борт вносят баллоны с отравой - и все, крысы гибнут, - говорит капитан.

Кстати, экологической катастрофы тоже можно не опасаться – на борту "Любови Орловой" нет топлива. Так что опасность она может представлять только в том случае, если с ней кто-то столкнется. 


Анна Винокурова / Источник Комсомольская правда


РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ