"РусАл" переходит на долгосрочные контракты с потребителями в РФ

Текущий год для ОК "РусАл" по сложности сопоставим разве что со второй половиной 2008 - первой половиной 2009 гг. С начала года цена на алюминий упала почти на 17%, до $1700 за тонну, что повлекло за собой консервацию пяти заводов компании, входящих в алюминиевый дивизион "Запад". Однако сокращение неэффективных мощностей является лишь одной из мер по поддержанию жизнеспособности компании, "РусАл" в свою очередь ищет способы по стимулированию внутреннего спроса на алюминий. В интервью "Интерфаксу" директор по сбыту на рынках России и стран СНГ "РусАла" Сергей Бельский рассказал о мерах, которые компания предпринимает для повышения востребованности своей продукции на внутреннем рынке, об идее перехода на долгосрочные контракты и о возможных СП с зарубежными и отечественными потребителями алюминийсодержащей продукции.

- Как изменилась сбытовая политика компании на внутреннем рынке с учетом сокращения мощностей?

- Мы крайне заинтересованы в том, чтобы улучшить и структурировать заказы отечественных потребителей. В настоящее время заказы могут быть отменены, поступают просьбы внести коррективы в спецификацию продукции. Безусловно, это мешает оптимальной загрузке мощностей "РусАла". Мы видим выход из такой ситуации в подписании долгосрочных договоров сроком не менее чем на один год. Будет правильно сразу же зафиксировать объемы минимум на год с каждым из наших потребителей. Благодаря этим действиям, компания сможет четко планировать загрузку оборудования и повысить свою эффективность.

Я очень рад, что предложение по изменению сбытовой политики "РусАла" было воспринято с пониманием на рынке. В настоящее время мы в процессе заключения долгосрочных контрактов на 2014 год и далее.

- Как будут формироваться цены по таким контрактам, будут ли пересматриваться цены ежемесячно, ежеквартально?

- В данном случае нам очень легко формировать цены, поскольку формула прописана в предписании ФАС. Поэтому ценообразование "РусАла", как и раньше, будет четко соответствовать действующим правилам ведомства.

- Выходит, что раньше большинство контрактов имели кратко- и среднесрочный характер?

- Мы всегда были ориентированы на долгосрочные контракты с нашими партнерами. Другое дело, что наши партнеры не были готовы к таким отношениям. И их тоже можно понять, поскольку, имея спотовые контракты, практически покупая продукцию компании ежемесячно, они оставляли за собой право корректировать среднесрочные и долгосрочные планы, соответственно делегируя рыночные и экономические риски "РусАлу". Долгосрочные контракты накладывают обязательство не только на компанию как основного поставщика алюминия, но и на его партнеров по соответственной выборке и исполнению заказов.

- Вероятно, изменение сбытовой политики продиктовано спадом потребления на внутреннем рынке. Какова, по вашим данным, динамика потребления алюминия в РФ в 2013 году?

- Общее сокращение потребления алюминия в России составило 8% по сравнению с прошлым годом. Автопром в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократил потребление алюминия на 15%, кабельная промышленность - на 2%, прокат - на 18%, прочие перерабатывающие отрасли - на 25%, чермет - на 20%. И только одна отрасль показала рост - экструзионная (алюминиевые строительные конструкции) - на 23%.

- В чем основные причины снижения потребления алюминия?

- Часто говорят, что причинами текущих кризисных явлений являются внешние факторы. Безусловно, доля правды в подобных суждениях есть, но основная причина - инфраструктурная изношенность, технологическое и научное отставание России. К сожалению, было недостаточно сделано за последние 20 лет для модернизации железных дорог, электросетей, недопущению научно-технического отставания от стран-конкурентов.

У каждой отрасли свои причины. В автопроме основная проблема заключается в том, что недостаточно жестко работает постановление правительства от 2005 года по локализации производства автокомпонентов на территории РФ.

Большинство иностранных брендов в России производят автомобили путем отверточной сборки, т.е. все детали импортируются и собираются рабочими здесь. Автопроизводители не хотят заниматься серьезными инвестициями в РФ и делиться технологиями.

По нашему мнению, будущее автомобильной отрасли России будет зависеть от того, насколько четко страна заявит о том, что иностранные компании обязаны развивать полный цикл производства автомобилей и автокомпонентов, если они хотят производить на территории РФ автомобили и пользоваться льготным налоговым и таможенным режимами.

Если проанализировать статистику продаж легковых автомобилей, то по итогам 2013 года этот показатель сократится на 4% против 3,8% в 2012 году. Объем выпуска грузовиков, включая легкие грузовики, в 2013 году уменьшился на 9,6%, падение производства на "АвтоВАЗе" (MOEX: AVAZ) - на 4,6%, на УАЗе - на 13,2%. По нашим данным, на "АвтоВАЗе" произошло затоваривание складов. Мы видим кризис в отраслях как следствие сокращения покупательной способности населения, и если не будут предприняты кардинальные меры в экономике, то ситуация в 2014-2015 годах будет только ухудшаться.

Если говорить о кабельной отрасли, то потребность в алюминии на этом рынке в 2013 году по сравнению с 2012 годом упала на 3%. Основная проблема - длительный процесс слияния ФСК и МРСК в ОАО "Россети" (MOEX: MRKH), вследствие чего отсутствовало достаточное финансирование электросетевого хозяйства. У государства недостаточно бюджетных средств для продолжения необходимых инвестпрограмм по развитию электросетей. Скорее всего, "Россети" будут сконцентрированы прежде всего на ремонте существующих электросетей.

Экструзия, алюминиевые строительные конструкции, показывает устойчивый рост. Я надеюсь, что этот рост продолжится и в будущем, однако, он напрямую зависит от состояния строительной отрасли России. Сегодня мы наблюдаем затоваривание складов алюминиевыми строительными конструкциями. Возможно, это вызвано сезонным спадом потребления.

Если говорить о черной металлургии, то снижение экспорта продукции происходило в течение всего года, отечественные металлурги недополучили почти $2 млрд от экспорта по сравнению с 2012 годом на фоне низкого спроса и цен.

Отечественный прокат вытесняется поставками алюминия нашим конкурентом - казахской ENRC, которая очень активно работает на рынке РФ и успешно с нами соперничает из-за низкой себестоимости производства алюминия в Казахстане.

- Насколько отличается себестоимость производства алюминия в Казахстане и в России?

- Себестоимость производства алюминия в России составляет свыше $1900/т, у ENRC - $1705/т.

Явно существует колоссальная диспропорция. И причина в том, что в России очень высокие энерготарифы, в результате чего снижается наша конкурентоспособность не только в мире, но и даже на нашем внутреннем рынке РФ.

- Изменился ли объем поставок алюминия в страны СНГ в текущем году? Где наблюдался наибольший перекос и каковы, на ваш взгляд, основные причины изменений?

- Благодаря предпринятым в текущем году усилиям, "РусАл" увеличил поставки в страны СНГ, за исключением Средней Азии, где опять же значительно усилились позиции ENRC. Не может не вызывать тревогу ситуация в Украине. Политический кризис является следствием, по моему мнению, той тяжелой экономической ситуации, в которой оказалась Украина, особенно в 2013 году. Мы наблюдали в течение всего года, как в потребляющих алюминий отраслях Украины постепенно уменьшался спрос.

- Что вы ожидаете от 2014 года относительно экспорта продукции в ближнее зарубежье и продаж на российском рынке?

- В 2014 году мы планируем увеличить поставки. Но это связано с конкурентными действиями, которые "РусАл" предпринимает на отечественном рынке и СНГ. Здесь подразумевается не ценовая конкуренция, а то, что "РусАл" является поставщиком продукции с добавленной стоимостью. Поэтому объемы поставок в 2014 году возрастут, но это не снимает те кризисные явления, о которых я говорил ранее. Общая ситуация для алюминийпотребляющих отраслей России и конъюнктура перерабатывающей промышленности страны в целом ухудшается год от года, и здесь необходимы срочные меры по исправлению ситуации.

- Ранее вы прогнозировали, что по итогам 2013 года импорт алюминия в РФ вырастет примерно на 6%. Оправдался ли прогноз?

- Прогноз оправдался. По нашим данным, в 2012 году в Россию было ввезено в пересчете на алюминий 658 тыс. тонн, в 2013 году - около 696 тыс. тонн. То есть, существует тенденция, по которой Россия становится все более импортозависимой, при этом не только по алюминию.

К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем поток алюминийсодержащих изделий из Китая. Это, прежде всего, литые алюминиевые колеса, которые дешевле по сравнению с российскими, европейскими и американскими. Как раз в этом вопросе нам должно помочь членство в ВТО. В первую очередь, необходимо ужесточить стандарты по безопасности импортируемой продукции на территорию России. Во-вторых, пересмотреть стандарты по нарушению авторских прав. Поскольку те же самые китайские колеса в основном внешне в точности копируют продукцию основных мировых брендов.

- Может ли РФ оказать поддержку российским компаниям, будучи членом ВТО?

- Для "РусАла" внутренний рынок является стратегически важным. Более 70% продукции, поставляемой на внутренний рынок, - это продукция с добавленной стоимостью (сплавы, катанка, полуфабрикаты). Если будут предприняты меры по снижению импорта алюминийсодержащих изделий, то тем самым государство поможет не только российским производителям алюминийсодержащей продукции, но косвенно и "РусАлу".

Однако вопрос намного шире и глубже. Когда "РусАл" говорит о том, что нужно бороться с импортом алюминийсодержащих изделий, мы говорим о том, что Россия как страна теряет свой научно-технический потенциал и становится неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке. То есть пошлинами или защитными мерами бороться бесполезно, поскольку структура импорта в пересчете на алюминий состоит из высокотехнологичной продукции, двигателей, продукции машиностроения, электроники. Россия все больше откатывается в низкотехнологическую нишу.

Членство в ВТО пока не увеличило инвестиционную привлекательность России, не способствует защите интересов российских производителей, повышению конкурентоспособности. Возможно, ситуация изменится в будущем, но это возможно при условии, что членство в ВТО будет совмещено с госпрограммой по стимулированию экономики в целом. Для решения этой проблемы мы выработали ряд предложений для правительства РФ, которые должны увеличить потребление алюминия в стране и параллельно уменьшить импортозависимость страны.

- В чем суть этих предложений?

- Прежде всего, это изменение стандартов в жилищном строительстве. Расширение применения алюминиевых проводов, что значительно удешевит строительство, т.к. применяемые медные провода гораздо дороже алюминиевых. Кроме того, это снизит нагрузку на фундамент и несущие стены. Также мы считаем, что необходимо провести гармонизацию еврокодов с ГОСТами и СНИПами. Действующие стандарты создавались в 70-80-е годы прошлого века и не отвечают общемировым строительным нормам. Общий синергетический эффект, который будет достигнут за счет только этих двух мер, будет исчисляться для экономики России миллиардами рублей в год.

Следующая мера - создание алюминиевого грузового вагона или хоппера, который предназначен для перевозок минеральных удобрений и других сыпучих грузов. Создание алюминиевого вагона позволит увеличить грузоподъемность одного вагона до 79 тонн с нынешних 65 тонн.

Поскольку мы являемся нефтяной и газовой державой, должны более широко использоваться алюминиевые бурильные трубы. В связи с освоением новых месторождений и увеличением глубины скважин, выдвигаются новые требования к материалам, применяемым для изготовления самих труб, узлов нефте- и газопромыслового оборудования, аппаратуру для переработки нефти и перегонки нефти. Алюминиевые сплавы, которые производит "РусАл", и алюминиевые трубы, которые производятся нашими потребителями, позволяют замещать стальные трубы. Преимущество колоссальное, поскольку алюминий намного легче, чем сталь, соответственно потребуется гораздо меньше оборудования для поддержания одной скважины, что снизит удельные затраты на эксплуатацию и развитие газовой и нефтяной инфраструктуры РФ.

Стоит отметить, что алюминиевые трубы идеальны для бурения глубиной до 6 км, а также для горизонтального бурения.

- Где-то уже применяются подобные алюминиевые бурильные трубы?

- Все новое - это хорошо забытое старое. Эта технология была создана и развивалась в Советском Союзе. Более того, те мощности, которые были созданы и существуют сейчас в России по производству алюминиевых труб для газовой и нефтяной промышленности, уже сейчас превышают в два раза фактическое потребление российскими компаниями. Поэтому необходимо просто поднять наработки, которые были созданы 25-30 лет назад. Потенциал очень большой.

- Рассматривает ли "РусАл" возможность создания СП с другими производителями алюминия или с нефтегазовыми компаниями по производству бурильных труб?

- Мы открыты для диалога и крайне заинтересованы в создании СП. В настоящее время ведем переговоры с зарубежными партнерами и отечественными потребителями алюминийсодержащей продукции. Речь, прежде всего, о создании предприятий по производству кабельной продукции. В этом случае "РусАл" подразумевает создание инновационных проводов, которые не имеют аналога в России. Мы собираемся участвовать в наиболее технически сложных, инновационных сегментах кабельной отрасли. Мы ведем очень плотный диалог не только с потенциальными партнерами, но также с "Россетями" по возможности внедрения этих инновационных проводов.

- Когда "РусАл" планирует подписать первые соглашения по созданию СП?

- У нас существует согласованный график совместных действий, в том числе с "Россетями". Я думаю, решение о создании СП (в данном случае речь идет о нескольких совместных предприятиях), - либо отказе от этого, если это будет признано нецелесообразным, - будет принято в течение 2014 года. Как вы понимаете, здесь во многом решение зависит от "Россетей".

Конечным потребителем 60-80% алюминийсодержащей продукции уже в настоящее время является государство. Учитывая сегодняшние кризисные явления в экономике, в будущем мы прогнозируем, что более 80% по всем отраслям конечным заказчиком алюминийсодержащей продукции будет государство. В связи с этим будет правильно говорить не только о совместных программах по стимулированию отечественных алюминийперерабатывающих отраслей, но и об элементах планирования таких действий в долгосрочном периоде. Может быть, имеет смысл вернуться к рассмотрению возможности планирования экономики в части развития наукоемких производств.

пресс-служба Иркутского алюминиевого завода ОК РУСАЛ



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ