Ситуация на иркутском рынке услуг ЖКХ требует оперативного вмешательства городских властей, считает мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Мнение градоначальника подтверждает большое количество поступающих в мэрию жалоб на деятельность частных управляющих компаний. Жители города возмущены низким качеством обслуживания принадлежащих им домов, непрозрачностью платежей за услуги ЖКХ, невозможностью добиться от управляющих компаний выполнения своих обязательств по договору.
В качестве варианта решения проблемы мэр предлагает создать еще одну муниципальную управляющую компанию и организовать Единый расчетно-кассовый центр. Он поможет упорядочить расчеты населения с поставщиками жилищно-коммунальных услуг, обеспечить оперативную систему контроля над предприятиями городского хозяйства на сумму средств, собранных от населения, а также собрать информацию о фактическом потреблении услуг населением. Центр откроется уже в первом квартале следующего года. Примерно в это же время на базе МУП «ТЭСИ» начнет работу новая муниципальная управляющая компания.
«В свое время администрация города была вынуждена продать контрольный пакет акций трех управляющих компаний, которые были созданы как муниципальные. Это Северное управление жилищно-коммунальными системами, Западное и Южное, - сообщил Виктор Кондрашов. – Эта мера была необходима, чтобы Иркутск мог участвовать в федеральной программе капитального ремонта жилых домов по 185 ФЗ. Отрицательной стороной этого шага стал тот факт, что городские власти больше не могут контролировать деятельность этих компаний. Оставшаяся доля в 25 % этого не позволяет делать».
По мнению мэра, необходимо продать оставшиеся акции и сконцентрироваться на создании новых муниципальных управляющих компаний.
«С руководителем компании, полностью принадлежащей муниципалитету, трудовой договор заключает администрация города. И в этом договоре четко прописаны все его обязательства перед жителями обслуживаемых им домов. В конце отчетных периодов муниципальная управляющая компания предоставляет в мэрию отчет о своей деятельности. В случае возникновения каких-то недоразумений и конфликтных ситуаций жители обращаются с жалобой в мэрию, все конфликты рассматриваются коллегиально и самое главное – решаются в пользу жителей, - отметил Виктор Кондрашов. - Для примера: сегодня в Иркутске только одна управляющая компания ежегодно проводит перерасчет во всех домах по показателям общедомовых счетчиков воды и тепла. Это «Восточное управление ЖКС», на 100 % принадлежащее муниципалитету. В других управляющих компаниях с перерасчетом все время возникают сложность и конфликты, в большинстве случаев жители, чтобы защитить свои права, вынуждены обращаться в прокуратуру».
Одной из причин такого положения дел является некомпетентность населения в вопросах ЖКХ и правовая неграмотность.
«К сожалению, большинство иркутян до сих пор не знают о правах и обязанностях собственников жилья, закрепленных за ними жилищным законодательством», - отметил мэр. - На протяжении нескольких лет мэрия Иркутска ведет образовательную работу среди горожан. Последним проектом стала «Школа ЖКХ», открытие которой состоялось 17 ноября».
К обучению в ней бесплатно приглашаются иркутяне, которые желают принимать активное участие в управлении своими домами. Полученные знания помогут выпускникам «Школы» более эффективно управлять своим имуществом и наладить взаимодействие с управляющими и ресурсонабжающими организациями. Лекции «Школы ЖКХ» рассчитаны на две категории слушателей: обычных жителей и председателей и членов правлений ТСЖ. Преподавательский состав сформирован из докторов наук и профессоров БГУЭП, ИрГТУ, представителей администрации города Иркутска, министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, председателей действующих ТОСов и ТСЖ.
Пресс-служба администрации города Иркутска
"Байкал24"