Дотации или субсидии?

Бюджетную политику обсудили на правительственном часе

По сложившейся традиции 43-я сессия Законодательного Собрания завершилась правительственным часом. Его темой стал анализ дополнительных мер по исполнению бюджетного послания президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

Объем межбюджетных трансфертов на 2012 год составляет более 35 млрд рублей, это 45% всех расходов областного бюджета. Местные бюджеты прирастают темпами, превышающими инфляцию.

Следуя президентским указаниям, работа правительства области, по словам министра финансов Алексея Зезули, была организована в нескольких направлениях.

– Первое и самое главное, на мой взгляд, это создание устойчивых системных механизмов по поддержке муниципальных образований. Объем межбюджетных трансфертов на 2012 год составляет более 35 млрд рублей, это 45% всех расходов областного бюджета. Местные бюджеты прирастают темпами, превышающими инфляцию.

Сегодня, по мнению министра, система распределения финансовой помощи достаточно эффективна. Разрыв между максимальной и минимальной бюджетной обеспеченностью территорий сократился до шести раз, в то время как прежде этот разрыв был выше на 15 пунктов. Наибольший объем финансовой помощи приходится на низко обеспеченные территории. Технология выравнивания подтягивает до максимально возможного уровня дотационные территории.

По твердому убеждению Алексея Зезули, сбалансированность – это взаимные обязательства сторон как области, так и муниципальных образований. Анализ показывает, что территории, находящиеся в равных условиях, показывают разные результаты. У одних, занимающихся поисками доходных источников, бюджеты растут, у других растут лишь расходы. И в первую очередь на содержание излишне раздутого административного аппарата.

Как считает министр финансов, введение для муниципальных образований системы премий за эффективность управления оправдало себя.

– Выделив в прошлом году миллиард, мы получили отдачу в 2,4 млрд рублей. Если сегодня премирование идет по одному показателю – росту дополнительных доходов, то планируется увеличить их число, например, учитывать количество целевых программ.

В соответствии с рекомендациями президента РФ область замещает субсидии дотациями. Хотя, как пошутил Зезуля, «финансистам легче контролировать расходование субсидий, имеющих целевой характер».

В своем выступлении заместитель председателя областного правительства, министр экономического развития и промышленности Игорь Корнеев отметил, что сегодня по уровню доходов Иркутская область занимает четвертое место в Сибирском федеральном округе. Основные источники: налоги на прибыль и доходы физических лиц, которые обеспечили в прошлом году 52,8% от общих доходов.

Темпы роста валового регионального продукта в 2011 году оцениваются на уровне 105,9%, темпы развития промышленности – 109,2%, рост инвестиций – 106,4%. Задача на текущий год – сохранить достигнутый рост валового регионального продукта. Бюджетная политика должна в первую очередь обеспечивать укрепление собственной доходной базы, расширение механизма государственно-частного партнерства, децентрализации полномочий в пользу местного самоуправления.

Роль экономического стратега, по словам Игоря Корнеева, должна взять на себя рабочая группа по формированию основных принципов разработки проекта областного бюджета и его изменений. Она должна ориентироваться на областную программу социально-экономического развития на 2011–2015 годы и согласно ей распределять бюджетные ассигнования, сохраняя баланс социальных и экономических трат.

В 2011 году правительством области заключено и пролонгировано 38 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с хозяйствующими субъектами. В рамках этих договоренностей в консолидированный бюджет области перечислено 26 млрд рублей, что на 16% больше, чем в 2010 году.

– К сожалению, – заметил министр, – до сих пор на федеральном уровне не урегулирован правовой вакуум, заключающийся в отсутствии санкций за невыполнение принятых обязательств. Особенно частным сектором.

Один из действенных способов привлечения инвесторов на территорию области – налоговые льготы. Их правительство установило на налог на имущество и налог на прибыль. Оговорив условие: только при создании новых производственных мощностей. Эта политика полностью оправдала себя. Потери от понижения налоговых ставок на имущество за три года составили 81,2 млн рублей, но при этом приток инвестиционных вложений в пищевую, химическую и строительную отрасли оценивается в 5,2 млрд рублей.

– Именно объем инвестиций должен определять размер налоговых льгот, – подчеркнул Игорь Корнеев.

В ходе обсуждения депутаты высказали ряд замечаний к новым правилам доступа к «Народному бюджету», который определен на этот год в размере 500 млн рублей. Этот доступ получат те муниципальные образования, которые примут участие в софинансировании своих проектов. По мнению спикера ЗС Людмилы Берлиной, бюджеты некоторых поселений столь малы, что они вряд ли смогут выделить деньги на эти цели. Она высказала пожелание, чтобы правительство учло это обстоятельство и даже при нулевом софинансировании оказало поддержку глубоко дотационным поселениям.

– Мы отмечаем в этом году 75-летие нашей области, и всем хочется получить праздничный подарок, – сказала Людмила Берлина.

Она так же поддержала тенденцию правительства на замещение субсидий дотациями, заявив, что самостоятельность местного самоуправления достигается как раз через дотации.

– Субсидии предполагают жестко контролируемое использование финансовых средств, отпускаемых из областного бюджета. Это было оправдано во время становления органов местного самоуправления. Сейчас, когда опыт накоплен, мы должны дать возможность главам местных администраций и депутатам дум самим определять вектор социально-экономического развития.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ