Профильные министерства и ведомства рассматривают в настоящее время поправки к федеральному закону «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», подписанные главой Росалкогольрегулирования Игорем Чуяном. По сведениям газеты «Коммерсант», они были направлены в правительство 23 марта.
Поправки Росалкогольрегулирования предусматривают запрет продажи пива в «нестационарных торговых точках» – ларьках, киосках и палатках, если его крепость превышает 5%. Кроме того, слабоалкогольная продукция крепостью более 7% подпадает под обязательную маркировку, а продукция крепостью менее 7% должна продаваться в таре, объем которой не превышает 0,33 л. Если потребительская тара будет меньше, это снизит «разовую дозу потребления» пива; этому же поспособствует и его удорожание, надеются законодатели.
Эксперты сомневаются, что законопроект в его нынешнем радикальном виде будет принят. «Это убийство всего пивного рынка на корню, – говорят они. – Тара 0,33 л – неходовая, в нее разливают только дорогие марки пива». Действительно, по подсчетам «Бизнес Аналитики», во второй половине 2009 г. лишь 1% пива в России продавался в бутылках объемом 0,33 л, тогда как почти половина (49%) разошлась в ПЭТ-таре, наиболее распространенный объем которой – 1,5 л.
Еще более жестко новый законопроект ударит о небольшим продуктовым магазинам и киоскам. В России, по разным оценкам, насчитывается более 50 тысяч киосков, реализующих пиво. Причём основная часть таких торговых точек сосредоточена в сельской местности и небольших городах. Для многих из них получение лицензии окажется невозможным и, следовательно, приведёт к закрытию бизнеса, так как доходы от продажи слабоалкогольных напитков, в том числе и пива, у них составляют до 45-50% выручки.
Одной из наиболее вероятной лазейкой от последствий нового законопректа может стать разливное пиво. «В Сибири бурно растет рынок мелких пивоварен, которые разливают пиво не в заводской пластик, а в тару, которую приносят с собой покупатели», – отмечает Денис Рогачков из ASK. По его словам, нефабричный розлив в магазинах вряд ли можно запретить.
Таким образом, можно смело утверждать, что новые поправки, в случе их принятия, могут радикально измеить растановку сил на пивном рынке Байкальского региона. Большинство потребителей пива в Иркутске, Братске, Улан-Удэ, Красноярске и Чите, конечно же предпочтут пить не пиво в бутылочках 0,33 литра, а разливное пиво производства местных небольших ппиврварен. Эра безусловного доминирования пивных гигантов может безвозвратно уйти в прошлое.
"Байкал24"
по материалам