20 февраля уставу Улан-Удэ исполнилось 15 лет. О том, как принимался первый документ, регламентирующий жизнь столицы Бурятии, в деталях помнят не многие. Да и о сегодняшнем уставе, не окажись он внезапно на острие политических событий летом прошлого года, мало кто знает больше того, что он существует.
Об уставе широко заговорили в процессе обсуждения самого кардинального с момента его принятия изменения — введение института сити-менеджера и избрание мэра из состава депутатского корпуса, что вызвало диаметрально противоположные мнения среди общественности. Впрочем, Улан-Удэ стал далеко не первым городом, отказавшимся от прямых выборов главы администрации. К середине 2011 года десятки столичных и провинциальных городов имели внушительный опыт управления хозяйством избираемого на конкурсной основе сити-менеджером. Где-то он получился удачным, где-то — не очень. Но по этому пути двигалась вся Россия.
Между тем сторонники прямых выборов охотно цитируют сегодня одну из статей кандидата в президенты России Владимира Путина, опубликованную не так давно в газете «Коммерсант». Председатель правительства заявил, что «в стране должно быть больше демократии» и что «в каждом муниципалитете должны проходить прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания». Мнение Владимира Путина незамеченным не осталось. В том числе в Улан-Удэ.
- Сейчас обсуждать возврат прямых выборов преждевременно, — полагает депутат Улан-Удэнского городского совета, председатель комиссии по регламенту Сэсэг Шабакова. — Тезис о том, что «в каждом муниципалитете должны проходить прямые выборы» это пока лишь мнение кандидата в президенты, которое может быть принято, а может, и нет. Пройдет немало времени, прежде чем предвыборный тезис обретет форму законодательного акта. В любом случае, я не сторонник резких движений, от которых, как правило, страдают и город, и люди.
По мнению Сэсэг Шабаковой, мы даже не знаем, от чего именно хотим отказаться.
- Подобного опыта у нас нет, должность сити-менеджера должна быть введена только после истечения полномочий нынешнего мэра Улан-Удэ, которые заканчиваются в декабре 2012 года, – говорит она.
Напомним, что, согласно изменениям в уставе, у городских депутатов будет два месяца, чтобы избрать из своего состава мэра и начать процедуру назначения сити-менеджера.
Председатель городского совета Александр Голков не видит никакого драматизма в том, что у подобного нововведения в Улан-Удэ окажется недолгий срок, и рано или поздно жители столицы Бурятии вновь будут избирать своего главу прямым голосованием. Однако вернуть выборность мэра уже сейчас, назначив их на весну 2013 года, было бы большой ошибкой. В этом случае трудно (почти невозможно) избежать сильнейшего лобби на избирательный процесс со стороны депутатов, представляющих в городском совете интересы политических партий, полагает Александр Голков.
По мнению председателя горсовета, для начала необходимо разобраться с существующей системой выборов Улан-Удэнского городского совета.
- Я всегда был противником формирования городского парламента по смешанному принципу, при котором одна половина депутатов попадает в горсовет по партийным спискам, а другая избирается по мажоритарным округам, — говорит Александр Голков. — Это вредит делу. В наших силах вернуть старую, проверенную временем систему одномандатных выборов, свободную от влияния политических партий. Депутаты горсовета прежде всего должны защищать и отстаивать интересы жителей Улан-Удэ, совместно с исполнительными органами власти решать далекие от политики задачи местного значения, должны отчитываться перед избирателями, а не перед партиями.
В этом смысле разумнее было бы избавить горсовет от политической составляющей путем внесения изменений в республиканское законодательство, и, подготовив почву для выборов Улан-Удэнского городского совета по мажоритарному принципу, назначить выборы мэра Улан-Удэ на стыке истечения полномочий Улан-Удэнского городского совета, то есть в 2014 году. В этот период обязанности градоначальника вполне мог бы исполнять избранный на конкурсной основе сити-менеджер.
- В одних городах институт сити-менеджера показал себя достаточно успешно. В других — сити-менеджеры менялись по нескольку раз в год, например, в Костроме, — говорит Сэсэг Шабакова.
По ее словам, многое (если не все) зависит не от должности, а от конкретной личности, занимающей высокий пост, и способности руководителя — назначенного или избранного — налаживать рабочие отношения с различными органами власти.
- Ведь и мэры бывают разными — эффективными и неэффективными, — подчеркнула депутат.