Угольный «облом» для Бурятии

На недавней пресс-конференции генеральный директор ОАО «ТГК-14» Сергей Васильчук, не снимая с себя ответственности за сложившуюся аварийную ситуацию на ТЭЦ-1, указал и на ряд причин бедственного положения энергокомпании. Одной из них являются недостаточные поставки угля компанией ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК), которая процветает за счет экспорта бурятского угля.

– За последние два года изменилась структура поставки угля. Сегодня более 45% угля мы завозим из Иркутской области. И это тогда, когда у нас есть разрез «Тугнуйский» со своими мощностями. А проектировалась ТЭЦ-1 именно под тугнуйский уголь. Мы сегодня сжигаем непроектный уголь из Иркутска. И пока мы с угольщиками договориться не можем, – отметил Сергей Васильчук.

По его словам, в настоящее время поставки тугнуйского угля для ТЭЦ-1 составляют 600 тыс. т, в то время как требуется 1 млн т. Если бы уголь поставлялся в полном объеме, ТЭЦ-1 на 15% могла бы увеличить мощности котлов и на столько же сократить расходы.

Как отметил г-н Васильчук, для решения вопроса нужна помощь правительства и, вероятно, федеральной власти.

– Тугнуйский уголь в основном идет на экспорт. По моей субъективной информации, и по более высоким ценам, чем платим мы. Мы понимаем, что у нас рыночная экономика, но есть вопросы, которые нельзя пускать на самотек. Мы поставили перед правительством республики этот вопрос. С моей точки зрения, здесь необходимо чисто политическое решение, – заявил директор ТГК-14.

Ударники каптруда

Во многом Сергей Васильчук прав. ОАО «Разрез «Тугнуйский», входящий в сферу ответственности СУЭК, является лидером угледобычи в регионе. По словам руководителя отделения ОАО «СУЭК» в Республике Бурятия Виктора Кортукова, уголь, добываемый на разрезе «Тугнуйский», – каменный, длиннопламенный, энергетический, марки Д – по своим характеристикам является одним из самых высококачественных в Восточной Сибири и пользуется устойчивым спросом на внутреннем рынке, а также занимает весомое место в экспорте твердого топлива за границу. А разрез в целом обладает мощнейшим потенциалом развития.

Только за последний год для разреза «Тугнуйский» были приобретены два американских экскаватора-гиганта BUCYRUS 495 HD.

– На сегодняшний день подобной техники нет ни на одном из добывающих предприятий Восточной Сибири. Один из них был запущен в январе 2010 года, второй – в мае. Экскаваторы не только уже вышли на свою производственную мощность, но и достигли рекордных показателей. Сегодня каждая такая машина за месяц отгружает более миллиона кубометров вскрышных пород. В связке с экскаваторами BUCYRUS трудятся новые автосамосвалы БелАЗ повышенной грузоподъемности – 220 тонн, – отметил Виктор Кортуков.

Внедрение современной высокопроизводительной техники уже дало результаты. В сентябре впервые за историю объем месячной добычи угля на разрезе «Тугнуйский» составил 804 тыс. т., суточной отгрузки – более 44 тыс. т. К концу 2010 года разрез подошел с показателем 6,8 млн т.– самым высоким за всю его историю. Однако Виктор Кортуков отметил, что разрез «Тугнуйский» уже в обозримой перспективе может нарастить объемы добычи угля до 8,5 млн т. в год.

Уголь Бурятии – в АТР

Действительно, две трети от добываемого предприятием объема угля направляются на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. А в будущем, по словам г-на Кортукова, этот объем планируется увеличить. Такие планы у компании есть. Чтобы их реализовать, в 2009 году введена в эксплуатацию Тугнуйская обогатительная фабрика. В ее строительство СУЭК инвестировала около 1 млрд рублей. Производство полностью автоматизировано и укомплектовано самым современным оборудованием из США, Китая и Австралии. C момента запуска в эксплуатацию объем переработки угля за месяц составил 381 034 т, а выпуск концентрата – 302 349 т. Уже в ноябре предприятие достигло максимума производительности.

– Проектная мощность фабрики – 4,5 млн т. в год. Полученный концентрат по своим характеристикам полностью соответствует экспортным стандартам, что открывает перспективу сбыта тугнуйских углей не только на рынки АТР, но и в страны Западной Европы, – сообщил руководитель отделения ОАО «СУЭК» в Бурятии.

Без пользы для республики

Казалось бы, такие факты не могут не радовать жителей республики. Однако если ТЭЦ-1 приходится работать на иркутском угле, то совершенно непонятно, для чего вообще Бурятии нужен разрез «Тугнуйский». Ведь, поскольку ОАО «Разрез «Тугнуйский» является структурным подразделением ОАО «СУЭК», значительная часть налогов от использования республиканских ресурсов переходит в тот регион, в котором зарегистрирована эта компания. Так, только в 2003 году от того, что угольный разрез стал подразделением ОАО «СУЭК», потери республиканского бюджета оценивались Минэкономики Бурятии в 40 млн рублей.

А цены на уголь для местных потребителей «кусаются». Подтверждением этому может служить тот факт, что, по результатам проверки Республиканского управления Федеральной антимонопольной службы России, в 2008–2009 годах было установлено, что для разных компаний цены устанавливались в индивидуальном порядке и были экономически не обоснованными. По данным газеты «Коммерсантъ», в Бурятии самыми крупными потребителями продукции СУЭК являются три компании ОГК-3, ТГК-14, Улан-Удэнский авиационный завод. Самая высокая цена за уголь была установлена для ТГК-14. Тонна угля в 2007 году обходилась ей в 793–805 рублей, в 2008-м – 836–846 рублей. Улан-Удэнский авиазавод покупал уголь у СУЭК в 2007 году за 633 рубля, в 2008-м – за 683–695 рублей. ОГК-3 в 2007 году – за 623–654 рубля, в 2008-м – за 666–725 рублей.

Все это приводит к тому, что львиная доля коммунальных платежей жителей Бурятии приходится на отопление. Многие эксперты отмечают, что одной из причин этого является слишком высокая стоимость тугнуйского угля. Может быть, жителям АТР такие цены и по карману, но республиканским потребителям, вероятно, нет. Но и отказаться от тугнуйского угля республиканские предприятия тоже не могут.

Юлия Мисюркеева

ФОТО: remgormash.ru



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ