112 – три цифры для всех экстренных случаев

Социальная реклама уже давно приучила нас к целому списку телефонов, по которым нужно звонить в случае пожаров, правонарушений или чрезвычайных ситуаций. Однако мы привыкли и к тому, что в случае какого-то происшествия нужно перебирать телефоны разных служб, дозваниваться, объяснять разным людям что произошло, теряя время и нервы. Теперь все изменилось –Иркутской области запущена общефедеральная система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Квалифицированные специалисты за короткое время не только смогут разобраться в том, что случилось, и какая помощь требуется, но и сами отправят необходимые службы на место происшествия, а потом проконтролируют качество их работы, также будет оказана психологическая помощь пострадавшему.

Инфраструктура заработала

Единый номер 112 для вызова оперативных служб уже действует в 13 муниципалитетах Иркутской области. Это города Иркутск, Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское, районы Эхирит-Булагатский, Ольхонский, Нижнеудинский, Усть-Кутский, Иркутский Чунский, Братский, Усть-Илимский, Усольский. В ближайшее время после необходимых проверок, проводимых Минкомсвязи Российской Федерации, номер 112 должен заработать в Балаганском, Жигаловском, Катангском, Нукутском, Нижнеилимском, Осинском, Усть-Удинском, Черемховском районах. Ну, а до конца года единая система начнет действовать на всей территории Иркутской области.

Наш регион – один из немногих в стране, где внедрение общефедеральной системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» продвигается наиболее успешно.Несмотря на то, что обязанность по созданию системы 112 была возложена на региональные и местные власти, телекоммуникационные компании также приняли в этом процессе актитивное участие. Вот что рассказывает о деталях этого сотрудничества директор Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» Юрий Тиман: «Мы были ответственны за создание очень важного компонента системы —резервного центра обработки вызовов (ЦОВ). Наши специалисты создали такой центр, он уже функционирует. Его задача – переключение вызовов в случае сбоя в работе основного ЦОВ или большой его загруженности».

Как это действует

Представьте, что вы пошли компанией в лес за грибами, заблудились, а кому-то из группы стало плохо. Телефоны у всех почти разряжены: кому звонить, какую службу вызывать, сколько уйдет времени, чтобы объяснить нужному специалисту, что случилось до того, как телефоны разрядятся окончательно? Подобных вопросов в этой и похожих ситуациях всегда возникает масса. Теперь ответ прост – необходимо набирать 112. Оператор мгновенно увидит и номер, и ваше примерное местоположение, и у него уйдет совсем немного времени, чтобы разобраться в ситуации и выслать на помощь необходимые службы. Причем отправлены будут специалисты, находящиеся наиболее близко к вам.

Как объясняет Юрий Тиман, система настроена таким образом, что операторы сами перезвонят пострадавшим, если звонок прервется, сотрудники, прошедшие специальное обучение, также могут оказать психологическую поддержку пострадавшим. Кроме того, операторы ведут контроль исполнения по каждому вызову. Так можно избежать ошибок в работе, когда речь идет о жизни и здоровье человека.

- Позвонить по номеру 112 можно по стационарному, таксофону, мобильному телефону, причем даже при отрицательном балансе. Общефедеральная система обеспечения вызова экстренных оперативных служб интегрируется с другими системами, обеспечивающими безопасность в городах и районах, в частности с системой «Безопасный город, - поясняет директор по работе с корпоративным и государственным сегментами Иркутского филиала ПАО «Ростелеком» Александр Бощенко.

- Операторы системы могут получать дополнительную информацию с датчиков задымления, устанавливаемых в районах, где часто происходят лесные пожары или датчиков химического загрязнения воздуха в промышленных районах. Это позволит более оперативно реагировать на природные или техногенные чрезвычайные ситуации, - отмечает Александр Бощенко.

В чем преимущества?

Внедрение единой системы-112 имеет ряд несомненных преимуществ, как для населения, так и для органов административной власти. Выделим некоторые из них.

Номер легко запомнить, а главное вспомнить в момент возникновения чрезвычайной ситуации. Пострадавшему совершенно не надо задумываться, в какую экстренную службу и по какому номеру стоит звонить. С внедрением единого номера доступ для населения к экстренным службам значительно упрощается, так как выбор и оповещение ответственных за реагирование служб ложится на операторов «112», которые способны грамотно классифицировать вызов и передать задачу профильным службам.

Любое обращение фиксируется в системе и не даёт возможности оставить его без внимания. Граждане могут быть уверены, что ни одна заявка не останется без реакции со стороны ответственных служб и все действия по разрешению ситуации будут обязательно записаны. Это мераповышает уверенность людей в собственной безопасности и снижает уровень стресса в нештатной ситуации.

Предусматривается возможность подключения к разговору оператора с абонентом соответствующих специалистов, что позволяет снизить психологическое давление на человека в критической ситуации, добиться более детальной и чёткой картины происшествия и разумных действий со стороны позвонившего.

Использование системы- систему-112 у оператора, принимающего вызов, происходит автоматическое формирование и частичное заполнение специальной ситуационной карточки. Определяется номер телефона, с которого осуществляется вызов и информация по этому номеру (владелец номера, его паспортные и иные данные). Согласно статистике, до 70 % вызовов, поступающих в экстренные службы, являются ложными или просто справочными. Операторы системы-112 принимают эту нагрузку на себя, что позволяет снизить количество диспетчеров экстренных служб и минимизирует «бесполезный» трафик на профильные дежурно-диспетчерские службы.

Система-112 должна аккумулировать в себе все потоки информации, идущие от населения к спецслужбам, между операторами 112 и дежурно-диспетчерскими службами (ДДС), а также между различными ДДС. Вызовы по всем происшествиям ко всем спецслужбам попадают в единое пространство хранения, что существенно упрощает и ускоряет обработку информации по инцидентам. Формирование отчётов по происшествиям сводится к выбору критериев фильтрации или просто к использованию необходимых шаблонов, а не многочисленным и долгим межведомственным запросам.

Немаловажным преимуществом внедрения системы-112 становится возможность оценки общей ситуации по безопасности в регионе. На основании различных отчётов по работе системы-112 и их грамотного анализа можно выявить слабые места в региональной системе безопасности и в работе спецслужб, и, соответственно, принять меры по их устранению.

Благодаря наличию единого коммуникационного и координационного центра, которым становится система-112, улучшается взаимодействие различных спецслужб и налаживается конструктивный обмен информацией с целью организации максимально эффективного реагирования. Полноценный коммуникационный процесс невозможно наладить без обратной связи. Поэтому система-112 способна не только принимать информацию о происшествиях, но и при необходимости информировать население о ЧС в определённом районе, например, с помощью телефонного обзвона или рассылки SMS-оповещений.

НА ВЫНОС:

Какие задачи решает система 112?

· приём оператором по номеру «112» вызовов и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;

· анализ поступающей информации о происшествиях;

· передача информации о происшествиях в ДДС в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;

· формирование статистических отчётов по поступившим вызовам;

· автоматическое определение номера позвонившего лица;

· автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;

· регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112»;

· ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования;

· приём вызовов на иностранных языках.

Какие службы можно вызвать по единому номеру?

· службы пожарной охраны;

· службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;

· службы полиции (МВД);

· службы медицины катастроф (в плане оперативного взаимодействия с местным ТЦМК и передачи ему информации);

· службы скорой медицинской помощи;

· аварийной службы газовой сети;

· службы «Антитеррор».

Этот список не окончательный и при необходимости может быть расширен в рамках конкретного региона по решению органов исполнительной власти.

Почему именно «112»

Впервые единый номер для экстренных служб был введен в 1937 году в Лондоне. Номер имел три цифры – 999. Его появлению предшествовал пожар 10 ноября 1935 года, когда погибли сразу пять женщин. Их сосед не смог дозвониться до пожарной команды, потому что очень долго ждал своей очереди на соединение.

Инициатива же по введению общего для всех стран Европы номера 112 принадлежит Швеции. Решение об этом было принято Советом Европы в 1991 году и закреплено решением Европарламента в 1998 году. Во многих странах ЕС номер 112 существует наряду с национальными номерами экстренной помощи. Так, во Франции действуют номера 15 («скорая помощь»), 17 (полиция) и 18 (пожарная служба). Но есть страны, где работает исключительно телефон 112, — Швеция, Исландия и Дания.

Россия присоединилась к созданию на своей территории единого номера 112 в 1998 году, подписав со странами Евросоюза телекоммуникационное соглашение. Концепция внедрения этой системы на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований была разработана в 2008 году. А в 2010-м Президент РФ подписал указ о ее создании. На МЧС России была возложена обязанность координировать внедрение системы в масштабах всей страны, а органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления рекомендовано организовать провести все работы по ее созданию.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ