Зачем Бурятии уполномоченный по правам человека? Этот вопрос обсуждали депутаты на прошедшей сессии Народного Хурала республики. Разговоры о необходимости введения в Бурятии института уполномоченного по правам человека ведутся уже не первый год, создавались рабочие группы, предпринимались попытки разработки законопроекта, но до решения вопроса так и не доходило. В основном, говорят депутаты, по финансовым соображениям. Это и неудивительно – по предварительным подсчетам, омбудсмен обойдется республике в 12 миллионов бюджетных рублей в год.
Но до появления финансового вопроса возник более простой – зачем Бурятии нужен омбудсмен? Ведь для защиты прав и свобод человека существуют правоохранительные органы.
- Уполномоченный в первую очередь нужен для того, чтобы восстанавливать и защищать права личности, нарушенные действием или бездействием государственных лиц, - поясняет председатель Комитета по государственному устройству Анна Скосырская.
Опыт Европы, в которой, казалось бы, с правами гражданина все понятнее, чем у нас, показывает, что иногда необходима третья, независимая сторона, которая защитит рядового гражданина от действий, а чаще, бездействий властей. Это подтверждается и российскими примерами. На сегодняшний день уполномоченные по правам человека работают в 67 регионах России. Об этом напомнил и президент РФ Владимир Путин, порекомендовавший «отстающим» в этом вопросе регионам наконец догонять своих прогрессивных соседей. С одной стороны, такая рекомендация ни к чему не обязывает, но, с другой стороны, напоминает, что федеральный закон об уполномоченном по правам человека принят еще в 1997 году, и некотором регионам, в том числе Бурятии, пришло время задуматься о введении дополнительной формы контроля за соблюдением законности.
Однако рекомендация, пусть и исходящая от самого президента, денег в республиканский бюджет не прибавит. Подготовленное финансовое обоснование говорит о том, что создание института уполномоченного потребует не менее 12 млн бюджетных денег ежегодно. И это при том, что работать в аппарате, помимо самого омбудсмена, будет только шесть человек. Для сравнения, в соседнем Приангарье аппарат уполномоченного состоит из девяти человек, при этом, как признаются работники, рук постоянно не хватает. Справедливости ради заметим, что население, как и территория Иркутской области, значительно больше, чем в Бурятии, а значит, возможно, раздувать штат больше чем на семь человек, не так и оправдано. Но даже эта цифра удовлетворила не всех депутатов.
Как рассказала Анна Скосырская, сейчас законопроект готовится ко второму чтению. И, скорее всего, на этот раз на рассмотрение депутатов предстанет уже урезанный штат уполномоченного – до пяти, а может, и до трех человек. Такое сокращение позволит снизить затраты приблизительно до семи миллионов рублей в год.
- При этом нельзя забывать, что институт омбудсмена – это отдельный юридический субъект, соответственно, в штате необходим секретарь, бухгалтер, юрист. Поэтому делать штат уполномоченного менее пяти человек, на мой взгляд, нецелесообразно, - считает депутат.
Еще одно изменение, которое коснется законопроекта во втором чтении – это понижение статуса омбудсмена. В первой редакции уполномоченного по правам человека предлагалось приравнять по статусу к заместителю председателя парламента. Новая же редакция сократит статус омбудсмена до уровня председателя комитета. При этом, как пояснили в аппарате Хурала, разница в статусе повлечет незначительные, а точнее, фактически незаметные изменения в заработной плате.
Согласно новому законопроекту, занявший должность омбудсмена не может состоять в политической партии, быть депутатом Госдумы, Совета федерации, Народного Хурала, однако может вести преподавательскую, научную, или иную творческую деятельность. Понятно, что даже если у новоиспеченного омбудсмена и останется время на такую деятельность, много денег она не принесет. Поэтому основной доход уполномоченный будет получать из регионального бюджета.
Во время обсуждения закона в первом чтении депутат Раиса Пшеничникова выразила мнение, что высокая заработная плата уполномоченного плохо отразится на его работе. «Сытый голодного не поймет. Уполномоченный никогда не будет работать с честью и любовью, если будет получать высокую зарплату. Человек должен идти работать сюда в большей степени на общественных началах. Иначе это будет совсем не та структура, которую мы пытаемся создать», - отметила депутат.
Сейчас законопроект предусматривает оплату труда омбудсмена равной ежемесячному размеру оплаты труда председателя комитета законодательного органа, однако ко второму чтению ситуация может значительно измениться.
Еще одно изменение, которое постигнет законопроект ко второму чтению – это дополнение его уполномоченным по правам ребенка. Этот институт уже существует в Бурятии, однако в настоящее время не выделен в отдельную структуру и существует при президенте республики. Депутаты предлагают объединить аппарат уполномоченного поп правам человека и по правам ребенка. «В конце концов, ребенок – это тот же человек, просто с немного другими потребностями», - считает Анна Скосырская.
Все эти изменения будут представлены во втором, и возможно, последнем чтении законопроекта на ближайшей сессии Народного Хурала. Пока же остается надеяться, что немного запоздав с созданием нового института республика сможет учесть лучший опыт других регионов для того, чтобы омбудсмен стал действительно необходимой и важной частью региональной власти.
«Байкал24»