Вероятно, в Иркутск вернется фестиваль «Мимолет»
Выставка «Поэт тишины» в Музейной студии областного краеведческого музея вызвала массу эмоций. В разных ракурсах и позах, с разным выражением набеленного лица на зрителей смотрит Марсель Марсо — мим, сотворивший переворот в театральном искусстве мира, покоривший москвичей и ленинградцев в 1964 году своим удивительным искусством, в котором вербальный способ общения заменен пластической выразительностью актера.
Для россиян, живших в то время за «железным занавесом», выступление Марселя Марсо было открытием мира, знакомством с неведомым искусством, в тишине которого заложен глубочайший смысл человеческого бытия. Движения актера казались простыми и загадочными — попробуй повтори их. Кстати, коллеги-актеры начали повторять, подражать миму — и столкнулись с бездной тайн, требующих сложнейших тренингов, умения владеть своим телом в совершенстве.
Искусство пантомимы стало не просто модным. Пантомима вошла в арсенал мастерства актера, которому учились долго и упорно, находя свои средства выразительности, свое наполнение сцен новым содержанием, сотканным из метафор и философских обобщений.
Иркутянам, в отличие от зрителей многих других российских городов, знаком этот вид искусства. В Иркутске работал театр Валерия Шевченко, который на разных площадках, в том числе и у себя, в небольшом помещении Дворца профсоюзов, показывал спектакли, в которых удивлял публику пластичной знаковостью актеров. Знаком, в первую очередь, он сам, создатель и лидер своего театра пантомимы Валерий Шевченко, научившийся самостоятельно открывать в простых вещах глубочайший смысл взаимоотношения человека с миром.
Актер и режиссер Шевченко стал организатором Всесоюзного фестиваля «Мимолет», на который съезжались в наш город лучшие мимы и театральные коллективы России, союзных республик, умудряющиеся показывать спектакли, в безмолвном движении которых легко читались настоящие драмы или комедии. Часто эти спектакли наполнялись протестным отношением к жизни в стране, где о проблемах человека закрытого общества было принято молчать.
Одиннадцать лет назад, лишившись помещения для своего театра, Шевченко уехал в Москву, сохранив ностальгическое чувство к городу, в котором родился, учился в театральном училище, где проходило его актерское становление. Сохранил он и память об Иркутске, превращающемся на протяжении нескольких лет в столицу пантомимы, с ее сосредоточенностью и кутерьмой, сопровождающей «Мимолет». Ведь тогда он первым организовывал в городе уличные шествия участников фестиваля, удивляя горожан ярким шествием людей в пестрых костюмах, с разрисованными лицами и парящими над головами воздушными шариками, словно пытающимися вырвать людей из серого однообразия буден.
И сейчас именно Валерий Шевченко при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области привез в родной город юбилейную выставку, посвященную 90-летию Марселя Марсо. С директором и главным художником Санкт-Петербургского театра «Лицедеи» Борисом Петрушанским, автором и экспозиционером выставки, он рассказал иркутянам о значимости в мировом искусстве Марселя Марсо, о роли, которую мим сыграл в развитии театра и цирка ХХ века.
Шевченко признался, что в силу возраста и по другим известным причинам (отдаленность Иркутска не только от Парижа, но и от Москвы) спектаклей Марсо он не видел; только во Франции, будучи в гостях у грустного лицедея Вячеслава Полунина, смог в записи увидеть удивительное искусство актера, ставшего для Валерия вдохновителем всей его творческой жизни.
А на выставке представлены фотографии, на которых Марсо запечатлен настолько выразительно, что зрителя не покидает ощущение, будто мим вот-вот сойдет с них и начнет творить здесь и сейчас! Покажет свою знаменитую пантомиму «Круги жизни», в которой он переходил от возраста младенца к юности, зрелого состояния и старения человека, готовящегося покинуть земную жизнь. Миниатюра длилась считанные минуты, но она зримо показывала смысл бытия человека, длящегося долгие годы и в то же время проживающего миг по сравнению с Вечностью.
Шевченко говорил, что выставка — первый этап проекта, задуманного им в Иркутске. Валерий планирует возобновить работу фестиваля «Мимолет» и проводить летом на Байкале школу пантомимы для всех, кому надоела лживость слов, льющихся потоком из всех источников вербальной информации. Тело человека, его пластическая выразительность солгать не могут, а само искусство пантомимы — это открытая книга, которую можно читать всю жизнь.
Выставка работала до 20 апреля и теперь отправляется в путь по городам области, а затем ее покажут в Москве и Санкт-Петербурге.
Светлана Жартун, специально для «Байкальских вестей»