Свинья в апельсинах», или кто еще хочет обсудить энергетику?

В связи с возможной передачей функций гарантирующего поставщика филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» и ожидаемым банкротством ОАО «Бурятэнергосбыт» в республиканских средствах массовой информации в последнее время появились панические статьи. В них неизвестные «эксперты» всех мастей – от математиков до экологов – запугивают население то грядущим «крахом энергетической системы», то «безудержным ростом тарифов». Все эти рассуждения в большинстве своем являются абсолютно необоснованными домыслами людей, либо далеких от энергетики, либо преследующих какие-то свои интересы.

«Конец света» отменяется

Прежде всего, хотелось бы отметить, что никакого «коллапса» энергетической системы нет и не будет. Об этом совершенно ясно сообщил глава республики Бурятия Вячеслав Наговицын на одной из пресс-конференций.

- Механизм отработан давно: если гарантирующий поставщик не может по какой-то причине исполнить свои обязательства, его полномочия немедленно переходят к «МРСК Сибири». Оно берёт на себя все долги, все обязательства. Как только такое решение будет принято, «МРСК Сибири» рассчитается со всеми сетевыми компаниями и в течение года будет выполнять функции гарантирующего поставщика. В течение этого года должны быть приняты все решения по ликвидации предыдущего поставщика, проведены расчёты и взаиморасчёты. И подготовлен новый конкурс, – пояснил Вячеслав Наговицын.

Он специально подчеркнул:

– Не надо ничего бояться – никакого коллапса не будет, это точно. Никаких проблем, как это было с «Тепловой компанией», не будет. Деньги населения не пропадут, – пообещал Вячеслав Наговицын.

В аналогичном ключе высказался и руководитель филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», Андрей Меделянов: «Закон четко определяет, в случае замены гарантирующего поставщика его функции «подхватывает» сетевая компания, то есть «МРСК Сибири». «Подхватывает» на время проведения конкурса на замещение гарантирующего поставщика от 3 до 11 месяцев. Это наша обязанность, а не желание или амбиции».

С начала 2013 года по решению Совета рынка электроэнергетики в России уже лишены статуса ГП 9 сбытовых организаций в 9-ти регионах. И нигде свет не погас, тариф на электроэнергию не вырос, сети в регионах не рухнули. Так что без паники – «конца света» не будет.

Миф о «золотом тарифе»

Следующий активно обсуждаемый миф - это «рост тарифов из-за передачи функций гарантирующего поставщика». Хотелось бы отметить, что тарифы на электроэнергию не берутся «с потолка». Их устанавливает государство в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ), которое определяет минимальную и максимальную тарифную ставку. В ее пределах Республиканская служба по тарифам (РСТ) устанавливает тарифную ставку для Бурятии, которая не меняется в течение года. Так что можно с уверенностью заявить – роста тарифов из-за передачи функций гарантирующего поставщика и банкротства ОАО «Бурятэнергосбыт» не будет! Государство в лице регулирующих тарифы органов этого просто не допустит.

Более того, есть вероятность даже снижения сбытовой надбавки (одной из составляющих конечной цены на электроэнергию для потребителей) за счет средств, которые сейчас идут на содержание аппарата ОАО «Бурятэнергосбыт».

Монополист и все остальные

Еще одна тема, которая активно распространяется некоторыми заинтересованными людьми, это страшная угроза монополии. Якобы передача функций гарантирующего поставщика приведёт к полной ликвидации такого двигателя прогресса, как конкуренция. В Бурятии действуют около 30 территориальных сетевых организации (ТСО). По прямому распоряжению президента Российской Федерации их количество необходимо будет сократить. И сразу же пошли разговоры о подавлении конкуренции.

Нужно четко понимать, что ТСО в принципе не могут быть конкурентами друг другу. Конкуренция может быть, только если к каждому потребителю будут подведены две или больше линии ЛЭП и потребитель сможет выбирать, по какой из них он хочет получать электроэнергию. А то, что существует в реальности, как в случае с электросетями, железнодорожными путями, называется естественная монополия, и все сетевые организации являются ее субъектами. Так что на тарифе ликвидация некоторых ТСО, скорее, отразится в сторону его уменьшения за счет сокращения расходов на содержание управляющих аппаратов, которые дублируются в каждой ТСО.

Еще одна «любимая тема» доморощенных экспертов - это то, что якобы все крупные компании, зарегистрированные в других регионах, не платят налоги в республике. Это опять-таки неверно. По месту регистрации платится налог на добавленную стоимость (НДС), но это налог федеральный, даже если бы эти компании были зарегистрированы в Бурятии, эти деньги уходили бы в Москву. В то же время имущественные налоги всегда оплачивались здесь, в Бурятии. Только на ремонт сетей было потрачено около 300 млн рублей в 2011 г. и более 306 млн рублей в 2012 г. Более того, инвестиционная программа филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», в рамках которой производится существенная реконструкция, модернизация, новое строительство сетей и подстанций в 2011 г. составило 541,522 млн рублей, а в 2012 г. - 334 млн рублей. Так что говорить о том, что «МРСК Сибири» «откачивает» из республики некие средства, совершенно безосновательно.

У грядущего объединения двух компаний есть большой плюс: МРСК – компания с превалирующей долей государственного участия, т.е. компания, управляемая государством и в интересах Российской Федерации. Передача функций гарантирующего поставщика в МРСК позволит взять финансовые потоки за электроэнергию под государственный контроль, ликвидировать существующие мошеннические схемы с деньгами потребителей, прекратить как неосновательное обогащение посреднических энергетических компаний, так и остановить необоснованный рост тарифов от деятельности неблагонадежных посредников.

Мария Гордеева



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ