Ситуация планомерного разгрома автоколонны 1880 находится под пристальным вниманием иркутского корпункта «Правды». В благополучные советские времена автоколонна обладала солидным парком подвижного состава – почти 390 автомашин, в том числе и три сотни автобусов. На линию ежедневно выходили 280 автобусов, перевозки пассажиров осуществлялись не только в города и сёла области, но и в Бурятию. Коллектив автоколонны насчитывал 750 человек, одна только ремонтная служба объединяла в своих рядах две сотни специалистов автодела.
Но вот на смену якобы неэффективному социализму пришёл якобы эффективный капитализм. С 1998 года автоколонна перестала приобретать новые вместительные автобусы для междугородних рейсов. Если новые машины и покупались, то только ПАЗы, годные лишь для пригородных сообщений. К началу 2006 года количество автобусов сократилось до 85, то есть в 3,5 раза по сравнению с советским временем. В августе 2010 года на предприятии осталось 12 автобусов, а количество маршрутов сократилось до двух.
Тут нужно особо подчеркнуть: автоколонна 1880 всегда оставалась государственной структурой — до декабря 2001 года являлась областным государственным унитарным предприятием, а потом оно было преобразовано в ОАО, все акции которого стали областной собственностью. Стало быть, ответственность за результаты работы автопредприятия всегда лежала и лежит на администрации (а теперь – правительстве) области. Это самое правительство, доведя автоколонну до предсмертного состояния, вдруг спохватилось и попыталось реанимировать её.
В конце мая 2010 года из Пскова был выписан некто Андрей Асадчий, которого назначили генеральным директором автоколонны. Сей господин не имел ни профильного образования по эксплуатации автотранспорта, ни нужного опыта работы, зато был «единороссом» и депутатом городской думы Пскова. Ах, да, ещё одно важное обстоятельство: А. Асадчий прославился в Пскове в качестве председателя ликвидационной комиссии муниципального предприятия «Псковская коммерческая палата». Когда деятельность комиссии была изучена отделом финансового контроля контрольного управления администрации Псковской области, у проверяющих возникло много претензий к г-ну Асадчему. Они отражены (http://pravdapskov.ru/rubric/18/7220) в марте 2011 года в материалах «Псковской правды»: «Общая сумма необоснованно начисленной заработной платы Асадчему А.В. за первую половину 2010 года составила 300 тыс. рублей», «Неправомерный доход был получен в сумме 12 миллионов 276 тысяч рублей». В материалах проверки это обозначено как «необоснованное обогащение».
Кинув псковских избирателей на произвол судьбы, г-н Асадчий возглавил иркутскую автоколонну 1880. Кстати, своим заместителем он назначил родного брата. Правительство Иркутской области не только трудоустроило братиков, но и позаботилось о выделении 20,8 млн. рублей на приобретение 15 автобусов малого класса «Ford» и «Hyundai». Эти деньги были изысканы в областном и федеральном бюджетах. А потом из областного бюджета были выделены 30 миллионов на ремонт автовокзала. Казалось бы, радуйся и трудись, но…
Но почему-то автовокзал стоит полупустой. Почему-то из междугородних перевозок исчез маршрут Иркутск – Братск, да и вообще остались только три междугородних маршрута: до Ангарска, до Усть-Илимска и до Усть-Уды, да ещё пригородный маршрут до Листвянки. Впервые в истории Иркутской области с автовокзала не отправляются маршруты до любого райцентра Усть-Ордынского Бурятского округа. Видимо, жители округа отнесены правительством области ко второсортной категории граждан. Почему-то сумма кредиторской задолженности автоколонны выросла до 49 миллионов, а кредиторская задолженность перед перевозчиками составила 20 миллионов рублей. Почему-то вывезенные из Пскова «варяги» затащили автопредприятие в нескончаемую череду судебных разбирательств. Автоколонна судится не только с бывшими партнёрами, которым не выплачивает деньги за выполненные перевозки пассажиров. Теперь судебное сутяжничество распространилось и на сферу государственного регулирования.
В апреле минувшего года Управление по Иркутской области федеральной антимонопольной службы приняло решение № 219, которым автоколонна 1880 признана нарушившей требования федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части «злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг автовокзала в г.Иркутске, выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услуги автовокзала), что может причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам». Автоколонне 1880 было выдано предписание «о прекращении злоупотребления доминирующим положением и об изменении условий агентских договоров».
Вкратце поясним, в чём суть дела. Частные перевозчики ввиду почти полной несостоятельности автоколонны выполняют рейсы от Иркутска до различных населённых пунктов. Автовокзал, с которого осуществляется отправка пассажиров, является структурным подразделением автоколонны. Здесь продаются билеты на рейсы, выполняемые частными перевозчиками. Естественно, цены билетов зависят от протяжённости маршрутов: до одного пункта стоимость может составлять, к примеру, 100 рублей, а до другого – 600. Автоколонна понудила частных перевозчиков к заключению агентских договоров на невыгодных условиях: стоимость услуги автовокзала составляет 15 % от общей суммы кассовой выручки, полученной от продажи билетов и 50% от общей суммы сбора выручки за провоз багажа. И что же получается при таких интересных условиях? А вот что: с каждого билета, проданного за 100 рублей перевозчик обязан отдать автоколонне 15 рублей, а с билета стоимостью 600 рублей нужно отдать уже 90 рублей. А ведь услуга автовокзала одна и та же: кассиру требуются одинаковые трудозатраты для продажи и того, и другого билета. Трудозатраты по уборке площадей автовокзала тоже не зависят от длины маршрутов. Тогда почему автоколонна взимает различную плату? А потому что она нарушает антимонопольное законодательство! Так, видите ли, удобнее Асадчим: денежки капают без особого труда.
Вместо выполнения предписания органа федеральной антимонопольной службы руководство автоколонны затеяло длинную череду судебных процессов против этой службы: в июле 2011 года в Арбитражном суде Иркутской области, в ноябре 2011 года в Четвёртом арбитражном апелляционном суде, в феврале – марте 2012 года в федеральном арбитражном суде Восточно-Сибирского округа. Все суды автоколонной проиграны, выводы и действия территориального органа федеральной антимонопольной службы признаны законными.
Вновь и вновь возникают резонные вопросы к губернатору Иркутской области Д.Ф. Мезенцеву. Если вы, господин Мезенцев, считаете своим непременным долгом громко пиариться при передаче автоколонне приобретённых за бюджетный счёт транспортных средств, если вы столь же усиленно саморекламируетесь при вводе в эксплуатацию автовокзала с невыполненными общестроительными работами, если вы, наконец, согласны с приглашением в Иркутск варягов с сомнительной репутацией, то не пора ли уже ответить за весьма плачевные результаты работы этих варягов? Или областное правительство является этаким филиалом всероссийского ликвидкома?
Вячеслав СМИРНОВ
«Правда в Восточной Сибири»