Республика начинает реализовывать проект создания регионального водного перевозчика. В условиях довольно печального состояния дорог в республике водный транспорт может оказаться дешевой и привлекательной альтернативой доставки туристов из Улан-Удэ на Байкал.
Сейчас на Байкале есть лишь одно крупное пароходство, в чьем составе порядка 100 судов различного класса и назначения. Базируется пароходство в Иркутске. С иркутского участка побережья Байкала в акваторию Бурятии частенько заходят иркутские суда. Кроме того, в Иркутске активно развивается и частное судовладение. Число яхт и катеров исчисляется уже десятками. Многие используются в коммерческих целях. Со стороны Бурятии ситуация выглядит крайне уныло. Главная причина этого состоит в обмелении рек. За последние пятьдесят лет Селенга почти потеряла статус судоходной реки.
Выход специалисты видят в использовании судов на воздушной подушке. Сейчас ведутся переговоры об использовании судна "Хиус-32". В нем 48 посадочных мест, у него небольшая осадка. Для водного транспорта в республике будет потребитель — туристическая сфера. Множество туристов прибывает к нам по воздуху. Можно соединить два вида транспорта — отправлять прилетевших путешественников на Байкал водным путем.
Появление "Хиуса" позволит разнообразить жизнь Улан-Удэнского речного порта. Ведь пассажиры будут садиться на борт корабля там
Туристско-рекреационная ОЭЗ "Байкальская гавань" также дает республике шанс попытаться получить от водных перевозок больше экономического эффекта, нежели сейчас.
В Бурятии надеются, что настанет время, когда суда компаний, зарегистрированных в Бурятии, платящих здесь налоги, с туристами на борту будут отплывать от Турки, где строится причал, по живописным берегам Байкала, с обязательным заходом на остров Ольхон, в Малое море, в другие точки отдыха в иркутской акватории Байкала. Как это сейчас делают суда иркутских фирм.
"Байкал24" по материалам