Смешение этнической музыки хоть с роком, хоть с классикой — дело не то что не новое, а уже изрядно поднадоевшее. Чтобы очередной проект такого рода выделялся из ряда, его участниками, конечно же, должны быть незаурядные музыканты и личности (но даже и это — далеко не всегда гарантия успешного симбиоза). Как правило, удачные встречи музыкантов, представляющих разные культуры и традиции, случаются в рамках или вокруг мероприятий, которые устраивает в разных городах России музыкальный продюсер, организатор ряда международных фестивалей Александр Чепарухин. На двухдневном фестивале "Ночи Сибирии" в Доме музыки результатов таких встреч будет показано два, один уже с небольшой историей, другой — совсем свежий.
С историей — это сюита композитора Владимира Мартынова "Дети выдры" на стихи Хлебникова. Сделано это произведение на основе двух сочинений поэта — одноименного и "Зангези",— оба принадлежат к выведенному им синтетическому жанру "сверхповести", что уже практически вынуждает к объединению различных сил для исполнения этого материала. К Хлебникову Мартынов обращается далеко не в первый раз — так, 17 лет назад им была сочинена сюита "Ночь в Галиции", для исполнения которой были объединены Opus Posth под руководством скрипачки Татьяны Гринденко (наиболее родственный Мартынову из академических коллективов) и Ансамбль Дмитрия Покровского — до поры до времени самые передовые в нашей стране исследователи русской народной певческой культуры. Мартынов и Гринденко часто обращаются к представителям неакадемических музыкальных направлений, охотнее, чем к коллегам по академическому цеху — как говорит Мартынов, провозглашающий идею смерти академического концерта и музицирования, "с кем угодно, только не со своими собратьями". В 1970-х годах они участвовали в создании экспериментальных рок-групп, в более позднее время сотрудничали с лидером группы "АукцЫон" Леонидом Федоровым. Ансамбль Гринденко выступает в совместных программах с Сингапурским индийским оркестром и хором, с поэтом Львом Рубинштейном, поющим советские песни. К работе над "Детьми выдры" был привлечен знаменитый ансамбль из Тувы "Хуун-Хуур-Ту", звезды так называемой world music, исполнители древней, красивой, прозрачной и нутряной музыки степи и тайги (более адекватных исполнителей для хлебниковского языческого слогового письма трудно найти). "Хуун-Хуур-Ту" были первыми музыкантами, продюсированием которых занялся Чепарухин в 1990-е годы, он же и свел их с Мартыновым. Премьера состоялась в Перми в 2009 году. В проекте участвует также пермский академический хор "Млада". В настоящее время к музыкальной части добавлено видео. Не исключены сюрпризы.
Новый проект одной своей составляющей тоже происходит из степей, но уже не Тувы, а соседней Бурятии — оттуда родом и тамошние песни поет певица Намгар. Но она объединяется не с академистами, а с рок-музыкантами — правда, довольно специфическими (впрочем, и Мартынов с Гринденко академисты тоже весьма специфические). С ней вместе выступит германский исполнитель на touch guitar (разновидности гитары, на которой играют, слегка постукивая по струнам) Маркус Ройтер, участник различных ансамблей, в которых его партнерами выступают музыканты группы King Crimson. Встреча тоже состоялась в Перми — на организованном Чепарухиным фестивале "Движение", а инициатором альянса стал партнер Чепарухина продюсер Владимир Оборонко. Ройтер помог Намгар и ее мужу, исполнителю на бас-гитаре и бурятском щипковом инструменте под названием чанза Евгению Золотареву, записать альбом в Германии, подобрал музыкантов. Их совместный концертный ансамбль с участием аргентинского гитариста Алекса Антонио Файде и итальянского барабанщика Мерлина Этторе впервые выступил на знаменитом международном фестивале WOMAD в Пятигорске в сентябре этого года — это был первый фестиваль WOMAD, прошедший на территории России, и одним из его организаторов был, конечно же, Александр Чепарухин. Ну а "Хуун-Хуур-Ту", помимо участия в "Детях выдры", откроет "Ночи Сибирии" собственной акустической программой.
Московский международный Дом музыки (Светлановский зал), 20 и 21 декабря, 22.00