В прокат вышла «Страна хороших деточек» — сказка с оглядкой на лучшие советские детские фильмы. Картина Ольги Каптур ориентирована на очень конкретную аудиторию: это дети женского пола в возрасте от 5 до 10 лет. Неприятное слюнявое слово «деточки» в названии появилось словно бы в результате опечатки: на самом деле это «Страна хороших девочек», так и называлась книга, по которой фильм снят. Если не считать одного случайно затесавшегося паренька, все там раскручивается вокруг маленьких женщин, порабощенных злым невротичным дядей.
Девочка Саша очень плохо себя вела — ела одни сосиски, подливала бабушке в готовящийся суп адские синие чернила, не давала папе писать статьи. А в новогоднюю ночь она за несколько минут до боя курантов опрокинула елку. Родные, слушая вполуха по телевизору речь президента, пожелали, чтоб у них в новом году наконец-то была хорошая девочка. И желание исполнилось: по волшебству у них в квартире образовалась отвратительно правильная чужая малютка, а своя унеслась в волшебное пространство, которым правит персонаж с изломанной психикой (Вячеслав Манучаров).
В детстве, измученный суровым отцом, он как-то сумел переползти в мир фантазий, страну хороших деточек, и с тех пор затаскивает туда детей, чтобы стереть им память и превратить в идеальных биороботов. Диагноз персонажу, кстати, поставить несложно: в результате детской психологической травмы возникло обсессивно-компульсивное расстройство (один из симптомов этого невроза — пациентам мучительно хочется, чтобы все было идеально правильным и стерильно чистым); вот он и делает такими — правильными, чистыми и послушными — своих маленьких рабынь. Именно поэтому, кстати, у него в плену почти нет мальчиков. Ему хочется быть девочкой, он создает из малюток клонов идеального себя; видите ли, он еще и трансвестит и не исключено, что латентный гей. По крайней мере, он обожает переодеваться в женщину и изображать королеву (настоящую-то королеву волшебной страны, красавицу с огромными глазами, он заключил в темницу сразу, как только обрел власть).
Разумеется, все эти медицинские подробности заметны только взрослым и много чего повидавшим зрителям — дети при просмотре «Страны» точно ничего лишнего не поймут и никак не пострадают. Но не удивительно, что сценарий по собственной сказке написала Анна Старобинец, известная чудесными макабрическими рассказами для взрослых; по ее книгам еще в середине 2000-х чувствовалось, что со множеством человеческих заскоков она на «ты».
В сердце «Страны», конечно, девочкины страхи — страх быть отвергнутой, страх потеряться, страх попасть во власть взрослого негодяя, страх утратить саму себя. Но кроме того, Старобинец и режиссер Ольга Каптур все время оглядываются на два классических советских детских фильма — «Отроки во Вселенной» и «Тайна железной двери». Из первого чуть более чем полностью скопирован бессмертный мотив «Мы сделаем вас счастливыми» (там герои, советские школьники, попадают на планету, захваченную роботами, — те стирают живым все нормальные эмоции вроде страха и любви, даря взамен холодное, «правильное» счастье участников механического балета). Из «Тайны железной двери» позаимствована линия мальчика, который понял, как творить чудеса, и теперь сидит в своей волшебной стране, одинокий и очень злой.
Очень забавно наблюдать, как советское сделанное режиссерами-мужчинами для мальчиков кино превращается в стопроцентно девочкино: так, одна из главных линий «Страны» — про кота и собаку, принадлежащих Саше, причем именно ласковый, пушистый котик в результате оказывается героем, а собака (что взять с этих собак, они ж вообще какие-то негибкие) — так, сбоку припека.
Даже трудно сказать, имеет ли смысл вести на «Страну хороших деточек» маленького сына. По крайней мере, там есть роботы, сделанные из шестеренок. Это правда очень красивые роботы, за которыми хочется наблюдать и наблюдать. Но и они тоже негибкие и тупые. Они обречены. Девочка победит, она вернется в свою семью и снова будет вести себя как бешеная симпатичная коза.