В Петровске-Забайкальском на пересечении трех магистралей — железнодорожной, водной и автомобильной — стоит красивое трехэтажное здание. Здесь живут и учатся дети с нарушением зрения.
В данное время их 55 человек. Близорукость и дальнозоркость, катаракта и глаукома, косоглазие — с разными заболеваниями глаз обучаются здесь ребята в возрасте от трех до 18-19 лет. Для их успешной учебы и интересной жизни созданы все условия: уютные комнаты, светлые классы, просторная столовая. Перед зданием — игровая площадка, на которой есть все для ребяческих забав.
20 сентября исполнилось 60 лет со дня образования этой единственной в нашем крае специальной (коррекционной) школы для слепых и слабовидящих детей. Для некоторых людей это учебное заведение стало последней надеждой на то, что незрячий человек сможет найти свое место в современном мире. Очень тяжело, когда дети теряют зрение, они не знают не только, как жить в мире темноты, но и зачем вообще жить. Для реабилитации таких мальчишек и девчонок приходится прикладывать немало усилий.
Об этом и о многом другом — рассказывает директор школы Владислав Ржевцев.
— Владислав Васильевич, юбилейная дата — это возможность оглянуться назад, вспомнить прошлое. Расскажите немного об истории школы.
— Школа для слепых и слабовидящих детей в Петровске-Забайкальском была открыта осенью 1950 года. Ее первыми учениками стали и семилетки, и дети, которым пора было бы ходить в шестой, а то и в восьмой классы. Всего чуть больше десяти человек. В 1955 году их было уже 60. Учителями и воспитателями работали самые опытные в городе педагоги. Некоторые из них фронтовики.
За прошедшие десятилетия школа меняла свое здание, название, директоров, учителей и учеников, но неизменным оставалось ее предназначение — адаптировать слепых и слабовидящих детей к нормальной жизни в современном обществе.
Основная задача школы — дать обществу полноценного человека. Наши выпускники не стесняются своего физического недуга, потому что учителя и воспитатели делают все, чтобы ребенок не чувствовал себя в чем-то ущемленным, был полноценным гражданином.
— Вы сами инвалид по зрению. Как живется людям, которые плохо видят или не видят совсем?
— Закройте глаза и попробуйте перейти улицу, сварить борщ или пришить пуговицу. Трудно? Почти невыполнимо. И это не удивительно, ведь нарушение зрения затрудняет развитие познавательных интересов, отрицательно сказывается на ориентировке в пространстве, вызывает трудности в выполнении самообслуживающего труда. Не зря в народе говорят: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.
Я выпускник школы для слепых и слабовидящих детей. Оканчивал ее в Ленинграде. Не понаслышке знаю, как тяжело живется таким детям. Особенно у нас, в Забайкальском крае, где нет светофоров для слепых, нет в нужном количестве собак-поводырей и многого другого, что могло бы облегчить жизнь инвалидам по зрению. Трудности встречаются на каждом шагу. И, пожалуй, самая большая беда при сильной потере зрения в том, что человек теряет способность читать. В нашей школе ребята обучаются чтению и письму по системе Брайля. Это рельефно-точечный шрифт, предназначенный как раз для таких детей. Благодаря системе Брайля наши слепые и слабовидящие ребята, так же, как обычные их сверстники, пишут сочинения, решают задачки, сдают зачеты.
— Как строится образовательный процесс в вашей школе? Известно, что кроме математики, физики и других предметов программы общеобразовательной школы, вы занимаетесь со своими подопечными специальными дисциплинами.
— У нас действует четырехступенчатая система образования: дошкольный уровень, начальные классы, средние и старшие классы. Программа рассчитана на 12 лет обучения. Ее вариативность позволяет определить каждого ребенка в класс по индивидуальным способностям, уровню развития (дефектам зрения в большинстве случаев сопутствуют и другие психофизические отклонения). Классы у нас комплектуются с учетом проблем детей. Численность учеников в классе — до 12 человек, поэтому у педагогов есть возможность работать с каждым учеником индивидуально.
Среди уроков есть специально-коррекционные предметы: ЛФК, социально-бытовое обслуживание, мимика и пантомимика, ориентировка в пространстве.
На уроках мимики и пантомимики ребята учатся выражать свои мысли, чувства, настроение с помощью движений тела, рук, ног. Эти уроки проходят очень интересно, часто в форме игры. А на занятиях по ориентированию в пространстве учим детей пользоваться общественным транспортом, переходить улицу, покупать продукты и вещи в магазине и многому другому.
Школьники готовятся и к организации своего быта, домашней повседневной жизни. Мы воспитываем наших детей в понимании того, что инвалид — это не иждивенец, который сидит и ждет, когда ему приготовят еду, вымоют пол, постирают одежду.
— В школе-интернате ребята могут получить специальность или определиться с будущей профессией?
— Специальность они у нас не получают, а вот профобучение ведется с девятого класса. Для этого вводятся дополнительные предметы: латынь, сестринское дело, генетика, физиология и анатомия. Благодаря этим предметам готовим детей к профессии медицинской сестры и фельдшера.
После окончания школы те из учеников, кто решит получить медицинское образование, поступают в медицинский колледж. Мы даем рекомендацию, а учебное заведение — бюджетные места. К слову, в прошлом учебном году все наши выпускники, а их было восемь человек, так и сделали. Они успешно сдали экзамены и сейчас учатся в краевой столице.
— Владислав Васильевич, а учителя и воспитатели отслеживают дальнейший жизненный путь своих выпускников?
— Конечно. У нас ведь школа-интернат. Ребята живут круглый год. Каникулы только зимой и летом. Поэтому все становятся родными и близкими. Мы радуемся успехам Юли Шустовой, которая учится сегодня на филологическом факультете Новосибирского государственного университета, Алексея Бурдинского, который работает массажистом в Первомайском, и многих-многих других наших выпускников.
Интересно прослеживать их судьбы. Кто-то стал учителем, музыкантом, хорошим рабочим. Некоторые из них сегодня — педагоги нашей же школы. Например, Александр Черепанов (тотально слепой) окончил Курское музыкальное училище. Сейчас работает учителем музыки, используя метод “рука в руке”. В свое время Александр был лауреатом II Всероссийского конкурса “Созвездие России”. Светлана Ивановна Киселева — тоже бывшая ученица, а теперь наша учительница мимики и пантомимики.
— Думаю, среди педагогов школы немало тех, кто отдал работе со слепыми и слабовидящими детьми десятки лет своей жизни.
— Много для школы сделал мой предшественник — Александр Григорьевич Мардагалимов. Он работал директором школы двадцать лет. Кстати, мы с ним оканчивали один институт и вместе по распределению приехали в 1977 году в Забайкалье. Это был неутомимый труженик, грамотный руководитель, умелый организатор. Сейчас Александр Григорьевич работает в администрации города. Благодаря его усилиям в 1997 году в школе открылась дошкольная группа с диагностическим классом, а также лицейский класс, где учащиеся изучали предметы первого курса медицинского училища.
Не один десяток лет в нашей школе работают биолог Нина Евгеньевна Попова, она преподает еще и генетику, Галина Николаевна Гридина — учитель немецкого языка и латыни. Много лет отдали школе Людмила Ивановна Чуева, Магдалина Ивановна Сыченко, Тамара Ивановна Сыченко, Надежда Ивановна Удалова.
За теплоту и ласку любят дети библиотекаря Веру Никифоровну Попову, воспитателей Любовь Борисовну Зуеву, Елену Анатольевну Ботвенко, Ларису Алексеевну Тестоедову, Татьяну Алексеевну Карпову и других педагогов.
— Расскажите о кружках и клубах, которые действуют под сводами вашей школы.
— Воспитательная работа в школе строится по пяти направлениям: “Интеллект” (учись учиться), “Здоровье”, “Нравственность”, “Общение” и “Досуг”. Такие направления выбраны не случайно, ведь за этими, на первый взгляд, банальными словами стоит целая система работы, благодаря которой удается воспитать гармоничную личность.
Какие кружки у нас действуют? Их очень много! Например, “Сделай сам”, где ребята занимаются столярным делом. Есть кружок швейного дела, спортивная секция по акробатике. В городских и краевых спартакиадах наши ученики всегда занимают призовые места. Интересно проходят занятия в кружке “Информатика”, который ведет Виктор Михайлович Дорышев.
В клубе выходного дня действуют кружки “Хозяюшка”, “Очумелые ручки” и другие. Так что скучать ребятам некогда!
Большое внимание уделяем патриотическому воспитанию. Не забываем добрую традицию навещать ветеранов войны, дарить им памятные подарки и принимать у себя на праздниках. Кроме того, ребята и педагоги ухаживают за могилками и обелисками бойцов, умерших в госпитале от ран.
— Кроме того, что в стенах вашей школы детей воспитывают и обучают, их еще и лечат.
— Да, у нас разработана целая система по оздоровлению ребят. Для этого есть специально оборудованные всей необходимой аппаратурой кабинеты. Круглосуточно дежурят медицинские работники: фельдшер, окулист и психиатр. Не упускаем возможности отправлять наших ребят в санатории Забайкальского края, чтобы и там поправлять их здоровье. Два раза в год проводим медицинское обследование детей. Один раз в два года — диспансеризация, на которую приезжают врачи из краевой столицы.
Задача коллектива — не только сохранить, но и улучшить зрение детей, насколько это возможно. Несколько лет назад к нам из Шилкинского детского дома приехал мальчик-инвалид детства по зрению. Не прибегая к хирургическому вмешательству, нашим специалистам удалось его пролечить. У мальчика было косоглазие. Его вернули к нормальной жизни, сняли инвалидность и отправили домой.
— Владислав Васильевич, примите самые теплые поздравления с юбилеем школы. Здоровья, успехов вам, всему педагогическому коллективу, а также всем ребятам!
Елена ЛОСКУТНИКОВА, внешт. корр.
справка “ЗР”
Владислав РЖЕВЦЕВ родился в 1954 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени Герцена (факультет дефектологии), Забайкальский государственный педагогический институт им. Н.Г. Чернышевского (факультет истории). С 1977 года работает в Петровск-Забайкальской школе для слепых и слабовидящих детей. Был учителем русского языка и литературы, учителем истории, воспитателем, заместителем директора по воспитательной работе. В октябре 2009 года назначен директором школы.