Как все начиналось
15 лет назад открывалась новая школа в Ново-Ленино, меня пригласили туда преподавателем по основам безопасности жизнедеятельности. Тогда, в середине 90-х, эта специальность только вводилась в школьный курс, поэтому все приходилось начинать с нуля. Была только опытная программа, а все, что касается учебной литературы, оборудования классов, то это нарабатывалось с годами. Помню, в первый раз зашли мы с директором в мой кабинет, там стояло 15 парт, 30 стульев, и больше ничего. Я говорю ему: «А где все остальное»? Он мне в ответ: «Ты мужик, сам все найдешь». Вот и пришлось покрутиться, правдами и неправдами добывал себе наглядный материал. Брал, например, школьный журнал, смотрел, у кого родители работают в воинской части, звонил, просил у них. Вот так потихоньку и обзавелся многим из того, что у меня есть сегодня. Спустя 8 лет, в 2003-м, кабинет был выставлен на городской конкурс «Лучший кабинет ОБЖ» и занял на нем третье место.
Все не случайно
Так, наверное, и должно было случиться, чтобы я стал преподавателем основ безопасности жизнедеятельности. Что-то вело меня именно к этой профессии. Все навыки, которые я получал в процессе своей предыдущей работы, очень пригодились здесь, в школе. Взять хотя бы, умение обращаться с автоматом Калашникова - его устройство изучается в школьном курсе ОБЖ. В 76-м, будучи школьниками, мы стояли на посту № 1, у Вечного огня. В караульном помещении зимой ничего другого не оставалось, как тренироваться в сборке – разборке автомата: собирали и с завязанными глазами, и за спиной, по-разному. Я до сих пор выполняю армейский норматив, и детей учу этому. Или моя работа на заводе радиоприемников. Я работал в цехе, в котором собирались реанимационно-диагностические тренажеры «Витим». Мне периодически приходилось самому их делать, их устройство я знаю досконально. Теперь, когда они, бывает, выходят из строя, я их беру, ремонтирую и снова пускаю в действие. Сейчас у меня в классе три таких тренажера. На их базе мои ученики изучают сердечно-легочную реанимацию. Кроме того, я всегда увлекался туризмом, в походах с молодости был санинструктором, знал азы медицины, серьезно занимался лыжами, борьбой самбо и дзюдо, имею 3 разряд.. Будучи наставником ребят, я осознал, для чего мне в жизни давались шансы освоить те или иные навыки – для того, чтобы применить их именно здесь и сейчас.
Я уверен, для того, чтобы заинтересовать детей тому, чему их учишь, надо самому все это уметь. Я никогда не ставлю себя как преподавателя выше своих учеников. Наоборот, сам всегда учусь у них. Дети, они ведь только по возрасту меньше, а мудрости и здравого смысла у них порой куда больше, чем у взрослых.
Другая цена
- В классе, над доской висит наш девиз, выражение известного польского путешественника Яцека Полкевича: «Предвидеть опасность, по возможности - предупреждать, при необходимости - действовать». Это основа.
Мы можем сделать ошибку в математике - тогда нас обсчитают, ошибку по русскому – посмеются, но если я сделаю ошибку здесь, на своем предмете – то будет совсем другая цена. Маленькие крупицы знаний, получаемые на уроках ОБЖ, они помогают людям выжить. Однако я всегда желаю своим ученикам, чтобы эти знания никогда в жизни им не пригодились. За годы преподавания два или три раза до меня доходила информация о том, что мои ученики смогли вовремя оказать помощь человеку. Там речь шла о спасении жизни. Я считаю, что именно такие случаи и являются смыслом работы преподавателя ОБЖ, показателем его труда. Даже если спасли двух человек, я уже работаю не зря. Поэтому максимум внимания я уделяю практике на уроках. В нашей школе есть бассейн, когда мы занимаемся с детьми там, я говорю им: «Научились плавать, хорошо, а теперь научимся спасать». Берем «топим» тренажер, поднимаем его, транспортируем и реанимируем. Или изучая основы медицинских знаний, специально ходим в медицинское училище, там учимся ставить уколы, делать подкожные инъекции. Основы выживания проходим на тайге. Ходим в походы – однодневные, многодневные, именно в экстремальных условиях дети раскрываются, через собственный опыт пропускают теоретические знания и крепко усваивают их. Был у нас однажды случай. Пошли мы с ребятами в поход с ночевкой. Планировали, что заночуем в зимовье, а когда пришли, обнаружили, что оно сгорело. У нас на 15 человек оказалось всего три спальных мешка. Возвращаться было уже поздно. Мы разожгли костер, сделали укрытие, у кого-то оказался пододеяльник, мы его набили соломой, травой, нарубили лапника, нагрели камни, подложили каждому под особо уязвимые места – защищали ноги, спину, почки прежде всего. Главное было - не заморозить девчонок. И ничего, никто не заболел. Зато на следующий раз уже у всех были спальные мешки.
Испытание конкурсом
- Здесь не было никакого духа соперничества. Наоборот, мы делились между собой знаниями, опытом. Когда готовились к практическому туру, многие столкнулись с тем, что не умеют вязать узлы. Так мы устраивали друг другу мастер-классы по вязанию узлов. В общем, помогали друг другу, чем могли. Мне, можно сказать, повезло, я с детьми проходил все этапы, которые присутствовали на этом конкурсе. Прежде всего, потому, что сам детей тренировал. На областных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту наша команда стабильно занимала призовые места. Поэтому я знал, как разворачивается пожарный рукав, как одевается боевка и многие другие практические моменты. За эту часть конкурса я не переживал, волновался за компьютерную презентацию. И здесь на меня произвела сильное впечатление презентация преподавателя ОБЖ из г. Тулун. Она подробно разобрала все возможные чрезвычайные ситуации в их поселке, показала схематично на фотографиях опасные точки, наглядно объяснила все возможные риски. У нее была очень грамотная подача информации. Прекрасно прошла этот этап и преподаватель с г. Ангарска. Вообще в этом конкурсе женщины показывали удивительные, порой неожиданные результаты. Так, на этапе стрельбы победила преподаватель из Черемхово. Она выбила 46 целей из 50 возможных и обошла даже мастера спорта по стрельбе. Вообще я хотел бы отметить, что преподавателями ОБЖ должны работать (и так на самом деле и получается) фанаты своего дела. Потому что если сам не будешь гореть, не удастся зажечь и других.
Победа
- Первые, кто меня поздравил, были учителя, которые работают со мной в городском методическом объединении. Они звонили мне и в пятницу, и в субботу. В понедельник поздравляли ученики, которые узнали эту новость по новостям. В семье тоже радовались, но, честно говоря, у моих близких довольно смешанные чувства по этому поводу, они боятся, как бы я еще больше времени не стал проводить на работе.
Мне очень жаль, что на конкурсе не было других учителей с Иркутска. У нас много прекрасных людей, уровень которых мог бы позволить достойно выступить на конкурсе. Зато мне повезло узнать других коллег, увлеченных своим делом. Интересно, что многие из них пришли в профессию из совершенно далеких от преподавания областей – есть и актеры, и животноводы, не говоря уже о бывших военных. Объединяющий элемент для всех этих людей – увлеченность предметом, который они преподают.
И отдельно хотел бы поблагодарить организаторов конкурса – Главное управление МЧС России по Иркутской области, а особенно сказать слова благодарности Коноваловой Ольге Владимировне. Я знаю ее уже пять лет, и каждый раз убеждаюсь, что эта хрупкая женщина способна, что называется «горы свернуть». Вот и на этот раз она на очень высоком уровне организовала прошедший конкурс.
ВРЕЗ
Ко мне дети приходят не с начальной школы, а в 8, 9, 10 классе. Это самый трудный возраст, если сделаешь ошибку, будучи их наставником, потеряешь уважение, а вместе с ним уйдет и весь смысл работы.
ВРЕЗ
7 октября 2010 года, практически одновременно с победой в конкурсе «Лучший учитель ОБЖ» Алексей Сенокосов удостоен звания «Почетный работник образования».
ВРЕЗ
Ученики школы № 57 г. Иркутска:
«Алексей Львович определил выбор многих из нас. Немало его учеников выбирают профессии, связанные с предметом ОБЖ».
Подготовила Ирина ГОГОЛЕВА
"Байкал24" впервые опубликовано