С 30 июля по 2 августа в международном эколого-образовательном центре «Истомино» состоялся международный российско-монгольский семинар «Проблемы окружающей среды в бассейне озера Байкал и роль зеленой экономики в их решении», организованный проектом ПРООН-ГЭФ «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы бассейна озера Байкал».
Со стороны Монголии в семинаре приняли участие специалисты Министерства экологии, зеленого развития и туризма, гражданского полицейского надзора и охраны природы, представители общественной организации «Зеленая палата», со стороны Республики Бурятия — Министерства природных ресурсов, Республиканского агентства лесного хозяйства, Бурприроднадзора.
Основная цель семинара — обсуждение вопросов формирования «зёленой экономики» и разработка практических рекомендаций по объединению усилий государства, общества и бизнеса для совместного решения экологических проблем и повышения экологической безопасности использования природных ресурсов. «Зелёная экономика», согласно определению ЮНЕП, это «экономика, которая повышает благосостояние людей, обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и её деградации».
Внедрение принципов «зелёного роста» в национальные системы стратегического планирования и налогообложения является одним из главных условий устойчивого развития в мире. Международная общественность усилиями многих некоммерческих организаций, экспертных центров, институтов, национальных, региональных и международных торгово-промышленных ассоциаций, инвестиционных банков и др. обеспечивает продвижение основных идей «зелёной экономики».
К настоящему времени во многих странах созданы различные подходы к их практической реализации, разработаны механизмы повышения экоэффективности национальных экономик, подготовлены рекомендации по их интеграции в процессы стратегического планирования на национальном уровне.
Опережающие позиции в сфере формирования «зелёной» политики занимают европейские страны. В странах-членах ЕС действуют более 20 налогов на энергию и составляющих более 70 % всех эко-налогов, или примерно 1,8 % ВВП, добровольные соглашения («зелёные договора») между государством и бизнесом и др.
В условиях увеличения внешних и внутренних нагрузок на экономику страны и регионов в России также повышается необходимость внедрения принципов «зелёной экономики». Приоритеты в этом направлении приобретают территории с уникальными природными системами, в том числе озеро Байкал как участок Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и вся территория бассейна озера в целом.
Участниками семинара было отмечено, что экономический рост любого региона связан с ростом загрязнения и деградации окружающей среды, истощением природных ресурсов, нарушением баланса биосферы и изменением климата, что, в свою очередь, ведет к снижению социального благополучия в обществе, поэтому экономическая и экологическая безопасность территории должна сопровождаться модернизацией экономики, повышением энерго- и ресурсоэффективности производства, обеспечением мер охраны природных систем, в том числе ОППТ, сохранением биоразнообразия, включением экосистемных услуг в платежи за использование природных ресурсов, введением системы индикаторов устойчивого развития, в т.ч. показателей природоёмкости и энергоемкости экономического роста, удельных показателей загрязнения и т.п.
Особое внимание было уделено гармонизации правовых основ регулирования природопользования на трансграничных территориях бассейна реки Селенги, в том числе проблемам стандартизации показателей мониторинга поверхностных вод.
Учитывая, что реализация нового «зелёного курса» требует перестройки экономики в направлении вложения инвестиций в чистые технологии и экологобезопасную инфраструктуру, стимулирования экологизации всех секторов экономики, участники семинара рекомендуют:
1. Государственным органам власти содействовать:
— повышению эффективности использования ресурсов, компенсации экономических ущербов вследствие экологических нарушений посредством трансформации налоговой системы, формирования системы экологического менеджмента, совершенствования природоохранных стандартов и нормативов;
— реализации федеральных, региональных и отраслевых экологических программ по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
— совершенствованию системы платы за негативное воздействие на окружающую среду, обеспечению мониторинга, устранению практики временных согласованных разрешений на выбросы, использованию механизма государственной экологической экспертизы проектов;
— внедрению экологических требований по экологической безопасности производства и реализации товаров и услуг;
— экологизации политики государственных закупок;
— развитию международного сотрудничества в сфере устойчивого развития на основе продвижения принципов «зелёной экономики».
2. Органам местного самоуправления содействовать:
— внедрению инноваций, диверсификации производства;
— повышению заинтересованности предприятий, организаций и домохозяйств в энергосбережении;
— использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), формированию системы стимулирования производства энергии на основе ВИЭ и поддержки отечественного производства необходимого оборудования;
— повышению заинтересованности населения в использовании ВИЭ.
3. ПРООН-ГЭФ содействовать повышению уровня осведомленности и качества управления в сфере устойчивого природопользования.
4. Рекомендовать международной научно-исследовательской экспедиции «ТрансЕвразийский перелёт Леман — Байкал», организованной Фондом содействия сохранению озера Байкал, Политехнической Федеральной школой Лозанны (Швейцария), Фондом исследования озера Леман eLEMO (Швейцария), Почётным Консульством России в Лозанне (Швейцария), Группой компаний «МЕТРОПОЛЬ», Международной биофармацевтической компанией ФЕРРИНГ (Швейцария) при поддержке Русского географического общества и географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, провести экспедиционные исследования на озере Хубсугул (Монголия).