«Реабилитация Семенова – это провокация»

Интервью с атаманом Северобайкальского городского казачьего общества, есаулом Яковом Остапчуком.

Во время недавно прошедшей в Чите VII спартакиады народов Забайкалья мне довелось встретиться с Яковом Ивановичем Остапчуком, атаманом Северобайкальского городского казачьего общества, членом родительского комитета при военном комиссариате Республики Бурятия, членом призывной комиссии Северобайкальска и Северобайкальского района и побеседовать с ним. Он рассказал о непростой ситуации в казачестве Забайкальского края и Республики Бурятия.

«Клоуны» в ЗВКО

- Яков Иванович, расскажите, пожалуйста, о своей деятельности по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, допризывной молодежи, взаимодействию с органами местного самоуправления, воинскими частями.

- Выполняя требования федерального закона «О государственной службе российского казачества», наше городское казачье общество, а если говорить конкретно - я, ежегодно отправляем на службу в ряды Российской армии по призыву и контракту одного - двух казаков. Сейчас в частях и подразделениях Восточного военного округа, Внутренних войск с честью и достоинством проходят военную службу по контракту 17 казаков - северобайкальцев, из них 8 – в учебном морском отряде Внутренних войск. Один наш казак - сержант контрактной службы Александр Комаристов служит в Северо - Кавказском пограничном отряде, а второй - старшина 2-й статьи контрактной службы Александр Кумарбаев - на эскадренном миноносце «Быстрый» Тихоокеанского флота и недавно вернулся из дальнего похода, в ходе которого противодействовал пиратам и террористам в Красном море. Кстати, он срочную службу судовым электриком проходил на этом же корабле вместе с земляком-забайкальцем матросом Алдаром Цыденжаповым, который за спасение корабля и сослуживцев во время пожара посмертно удостоен высокого звания Герой России.

Мы в своей повседневной деятельности большое внимание уделяем военно-патриотической работе с молодежью, потому что казак по своей сути - это потомственный воин. Наши предки казаки - первопроходцы открывали и осваивали новые земли Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока. Они были первыми стражами государственной границы России на ее восточных рубежах. Раньше вся жизнь казака проходила в седле, в походах и боях за землю русскую. Россия во все времена была сильна казачеством, но, к сожалению, сейчас обстановка изменилась, как и нравы людей...

Есть решения Государственной думы, президента Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных сил РФ о присвоении одной из мотострелковых бригад (дислоцируемой в Борзе - Т.Л.) казачьего наименования, но присвоить-то присвоили, а там нет ни одного казака - ни по призыву, ни по контракту... Просто некому этим заниматься, все брошено на самотек. Когда я поднимаю этот вопрос на круге ЗВКО, от меня все, в том числе и войсковой атаман Бобров, отмахиваются как от назойливой мухи и, как говорится, «воз и поныне там». Вот и весь «цирк». Штаб СибВО «уехал» в Хабаровск, в ЗВКО остались одни «клоуны», которые боятся переступить порог Краевого военкомата и его районных отделов, где могли бы решить вопрос о направлении на службу в РА молодых казаков охранять своё Отечество, свой отчий дом, свою семью. Но получается трагикомично: покой нас, казаков, охраняют воины из семей крестьян, рабочих и интеллигенции…

-А как, на Ваш взгляд, можно решить этот вопрос?

- Решить его одним махом, сразу же, никак не получится. Надо этим заниматься настойчиво, целенаправленно. Нужен приказ командующего Восточным военным округом о комплектовании этой бригады казаками - военнослужащими по призыву и контракту, офицерами. Нужна кропотливая воспитательная работа среди личного состава всех категорий, возрождение войсковых казачьих традиций. Если хорошо поставить дело, используя весь арсенал идеологической и воспитательной работы, то, я уверяю вас и даю голову на отсечение, можно сделать образцовую часть, чего не скажешь о нынешней.

Сейчас я специально приехал в Читу, чтобы с командованием учебного центра по подготовке младших специалистов для подразделений Восточного военного округа отработать вопросы взаимодействия по приему новобранцев из числа казаков, компактного их распределения в подразделения, посмотреть и познакомиться с организацией учебного процесса, условиями быта и досуга. Все это очень важно в жизни и деятельности молодых солдат. Родители беспокоятся за своих сыновей, замучили меня звонками. Говорят и просят: «Езжай, узнай и расскажи нам». Вот я и приехал... Это же надо дожить до такого, что армия борется с наркотиками, в армии проводят Всероссийскую акцию «Армия против наркотиков». В прежние времена такого не допустили бы. Просто смех и грех...

«Изгнание казачьих обществ»

- Что нужно сделать, чтобы поднять весь пласт работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи на уровень современных требований?

-Ничего нового не надо придумывать, просто надо исполнять то, что уже придумано и апробировано многими поколениями наших предшественников. Только нужны хорошо подготовленные исполнители, люди преданные и верные казачьему, как и всякому другому, делу. Сейчас острый дефицит таких людей. Никому ничего не надо, у всякого – «моя хата с краю». Что за времена пошли? Теперь все делают ради галочки в отчете. Взять ту же Спартакиаду казачьей молодежи, которая проводится в Забайкальском войсковом казачьем обществе, вернее проводилась раньше, а сейчас заброшена. Проводить ее надо, в первую очередь, по военно-прикладным видам спорта, которые пригодятся ребятам во время армейской службы. Вопросов, требующих решения, много...

Казачество, я скажу вам, это большая сила и его потенциал надо разумно поставить на службу Отечеству. Этого не понимают многие чиновники на местах и верхах. Иначе чем объяснить тот факт, что до сих пор не решен вопрос о привлечении казаков к охране государственной границы, хотя разговоров было ой как много.

В России несколько миллионов человек относят себя к казакам. 16 (!) лет назад был создан так называемый «реестр» казачьих обществ. «Реестр» означает по-русски «список». Вот дальше переписи дело и не пошло. Было заявлено о привлечении казаков «на государственную и иную службу», но не создана правовая база для этого, нет никакой политики экономического возрождения казачества. В руководство казачьих обществ насадили чиновников, не имеющих представления о том, что такое – казачество. Яркий пример тому – Забайкальское войсковое казачье общество (ЗВКО). До 2007 года казаки по своей инициативе и поддержке комитета образования Читинской области, ныне Департамента образования, организовывали лагеря отдыха детей, в программе которых был мощный казачий компонент военно-патриотического воспитания. За 15 лет этой работы тысячи детей отдыхали в них и приобщались к служению Родине. Нынешнее руководство ЗВКО отказалось от этой работы.

- Чем же занимаются в Вашем ЗВКО?

- Печально говорить об этом, но оно «не наше». Атаман Бобров и собранное им его окружение в руководстве ЗВКО занялось изгнанием не отдельных казаков, а целых казачьих обществ, в которых люди требовали от атамана и правления активной работы, прописанной в Уставе. Вычеркнуты из состава ЗВКО 1-й Верхнеудинский отдел (до сих пор не ликвидированный юридически), а это казачьи общества на территории Республики Бурятия, в том числе и мое ГКО «Северобайкальское». В Забайкальском крае исключены Титовское и Карымское станичные общества. Все это без ведома и согласия казаков, одним росчерком пера. В марте 2012 года, чтобы избавиться от беспокойных активистов, Бобров вычеркнул даже ГКО «Читинская станица», в котором состоял сам и проживающее в Чите руководство ЗВКО. И юридически Круг 30 марта 2012 г. провели самозванцы, на тот момент в ЗВКО не состоявшие. Читинские казаки, перед Кругом обнаружившие, что они не в составе ЗВКО, организовали и зарегистрировали в 2012 году Городское казачье общество «Атаманская станица». Перечисленные «изгнанники» зарегистрировали Межрегиональную общественную организацию «Культурно-этнический центр «Забайкальское казачество». Только эта казачья структура сегодня и работает. Последние примеры – День города Читы, да и вот эта Спартакиада народов Забайкалья.

- Но где же пресловутая «казачья демократия»? Почему казаки сами не в состоянии навести у себя порядок?

- Канула в небытие. Бобров зарегистрировал самодельный, не принимавшийся казаками на Круге Устав ЗВКО, который после этого является «законным». В Устав вписал некое «Окружное казачье общество «Верхнеудинское» Республики Бурятия», которое не принято в состав ЗВКО по причине несоответствия его учредительных документов требованиям закона. Атаманы других отделов держат своих казаков в тупом неведении о происходящем. Вот с помощью этих людей на Кругах и звучит по любому поводу «одобрям-с!». Последний анекдотичный пример. Атаманские полномочия Боброва закончились в январе 2013 года, но только в мае он собирает «круг», на котором доводит до сведения «делегатов» о том, что он своим приказом продляет свои атаманские полномочия еще на два года. И поясняет: решение обсуждению на Круге не подлежит! И «делегаты» это безобразие молча проглатывают. Меня, атамана ГКО «Северобайкальское», представляющего интересы более чем 50 казаков, приезжающего на Круг за 1,5 тыс. км., Бобров отдал приказ как неугодного не пускать в здание, где проходит Войсковой Круг.

- Как такое возможно? Есть же юридический надзор за деятельностью ЗВКО!

- Есть «режим наибольшего благоприятствования» действиям Боброва со стороны Управления Минюста по Забайкальскому краю. Причина мне неизвестна. Но даже самоназначение Боброва на должность атамана еще на два года на сайте Управления лживо обозначено как «решение Круга». Поэтому казаки вынуждены обращаться в суд. Наш старейшина Прокопчук Г. Н. в свои 75 лет до сих пор судится с Бобровым по поводу незаконных решений «круга» от 30 марта 2012 г. Его, бывшего на тот период членом Совета стариков ЗВКО, за обращение к Кругу «слово молвить», Бобров приказал силой удалить из зала. Старик намеревался доложить Кругу о творимых в ЗВКО нарушениях, а Бобров решил это не допустить. И «круг» это безобразие проглотил. Напоминаю: у казаков принято перед выступлением каждому, в том числе и атаману, просить «слово молвить» сначала у стариков, а потом у Круга. А здесь старика, к которому надо обращаться за разрешением «слово молвить», выбрасывают из зала за попытку выступить! Вот такую «демократию» и такие «традиции» насаждает Бобров.

- Чем же ЗВКО занимается сегодня?

- Надувает мыльные пузыри. Заявили, что возрождают 1-й Читинский казачий полк. ЗВКО всего лишь некоммерческая организация, и через голову Верховного Главнокомандующего создаёт какие-то полки? Вышли на потомков забайкальских казаков в Австралии и дурят им голову. Их, иностранных граждан, обещают юридически оформить в составе ЗВКО, т.е. нести для РФ «государственную и иную службу». И «полк», и «Австралия» - это вульгарная попытка вытянуть деньги из доверчивых спонсоров. А в последнее время занялись «реабилитацией» атамана Семёнова. Сюда Бобров бросил свой идеологический резерв – бывших политработников Советской армии в чине не ниже подполковника, Минакова - бывшего зав. отделом в Читинском обкоме КПСС, Василевского - «кандидата исторических наук», прежде воспевавшего «светлое коммунистическое будущее», Перминова - доцента Забайкальского госуниверситета. Эти люди десятки лет воспитывали в забайкальцах уверенность, что атаман Семенов – «кровавый палач». А теперь они же поют оду о том, что Семенов – «выдающийся государственный деятель России». Это провокация, нацеленная на раскол не только казаков, но и всех забайкальцев, снова на «белых» и «красных».

Вся эта деятельность направлена только на одно – самоуничтожение казачества. Конечно, мы не позволим этому черному делу свершиться. Казачество всегда было становым хребтом России. И наши недруги всегда старались сломать этот хребет. Не выйдет, господа-товарищи! Мы были! Мы есть! Мы будем! Мы – воины от рождения, и будем служить Матушке-России так же верно и беззаветно, как служили наши деды-прадеды!

Тимур Ламбаев



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ