В иркутских электричках у пассажиров начали проверять паспорта

Еще одна пригородная пассажирская компания стала жертвой чиновничьей неразберихи, управленческого маразма и банальной паранойи. В иркутских электричках начали проверять паспорта. О нововведении пассажиры узнали от контролеров постфактум 13 декабря, когда на РЖД, в том числе и на ВСЖД, было введено новое расписание движения пригородных пассажирских поездов. С этого дня контролеры Байкальской пригородной пассажирской компании пытаются требовать паспорта у пассажиров, поверивших в инновации РЖД и купивших электронный билет через приложение "РЖД пассажирам".

Отметим, что при оформлении такого билета в самом приложении нет никаких явных предупреждений и указаний на то, что электронный проездной действителен только при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. А ведь это существенное условие при предоставлении услуги перевозки по электронному билету. Более того, Байкальская пригородная пассажирская компания широко разрекламировала введение нового расписания своих электричек, но ни словом не обмолвилась об изменениях в правилах проезда и обслуживания пассажиров. 

При этом, формально железнодорожники ссылаются на приказ министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №473 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом". В самих Правилах, являющихся приложением к этому приказу, содержится целая глава IX, посвященная использованию электронных билетов в поездах дальнего и пригородного сообщения. 

В частности, там действительно, с какого-то перепуга, написано, что "пассажир осуществляет посадку в поезд пригородного сообщения без указания мест,... по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен электронный проездной документ (билет), и контрольного купона (выписки из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте). 

Что такое "контрольный купон" никто толком объяснить не может. В приложении РЖД такого понятия нет. Вместо этого в приложении есть просто "билет", который можно скачать, отправить по электронной почте, распечатать и т.п. Да, и при посадке в пригородные поезда никто не проверяет билеты. Их проверяют уже во время движения поезда. 

Непонятна логика неизвестных чиновников Минтранса РФ, которые одним абзацем разделили пассажиров электричек с полным билетом на два сорта. Пассажиры первого сорта не умничают и покупают свои проездные в кассах, желательно за наличный расчет. В этом случае ни кассиры, ни контролеры у граждан не требуют паспорта или другие документы. "Наличку давай, и побыстрее. На шубохранилище не хватает". А вот пассажиры второго сорта, которые слишком умные и продвинутые, чтобы воспользоваться приложением "РЖД пассажирам", обязаны по первому требованию предъявить паспорт контролерам. 

Но, похоже, если исполнять все действующие приказы Минтранса РФ, то продажи электронных билетов на электрички можно сразу похоронить, поскольку в другом документе содержится скрытое противоречие с вышеупомянутым документом. Дело в том, что за год до утверждения "Правил перевозки пассажиров..." увидел свет приказ Минтранса РФ от 21 августа 2012 г. №322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте". 

В пункте 3.3 приложения к данному приказу сказано, что электронный билет на поезд пригородного сообщения без предоставления мест содержит железнодорожные станции (остановочные пункты) отправления и назначения, наименование и (или) код перевозчика, категорию поезда, вид билета, дату проезда и (или) срок действия, стоимость проезда, вид платежа, наименование агентства/перевозчика, оформившего билет. 

То есть, никаких персональных данных пассажира в электронном билете содержаться не должно. Однако в билетах, оформляемых на поезда Байкальской пригородной пассажирской компании, в нарушение приказа Минтранса РФ, указывается фамилия и инициалы пассажира. 

Да, действительно, при заказе электронного билета на поезд пригородного сообщения без предоставления мест (п.3.4) пассажир указывает свои фамилию, имя, отчество (или инициалы), а также наименование, серию и номер документа, удостоверяющего личность. Просто потому, что эти данные есть в приложении. Но в билете их быть не должно, судя по предыдущему пункту. 

А если их не должно быть, то зачем контролерам в электропоездах паспорта пассажиров с электронными билетами? Что они будут проверять, с чем сверять, с какой целью? Ради чего

А почему бы тогда не требовать у пассажиров с электронным билетом справку из уголовного розыска, что телефон не краденный, а заодно проверить товарный чек из магазина и гарантию на гаджет?

Формальное объяснение, которое можно сейчас получить от сотрудников БППК по этой ситуации следующее: якобы, всё делается ради борьбы с безбилетниками. Похоже, коварные местные хакеры таки придумали как обмануть РЖД и нажиться на их пригородных перевозках. Но статистика таких случаев до сих пор неизвестна широкой публике. К тому же, в других регионах отказываются от порочной практики дискриминации пассажиров по способу приобретения билетов в пригородные поезда. 

Так, с 23 октября в поездах Северо-Западной пригородной пассажирской компании отменено обязательное предъявление документа, удостоверяющего личность, при контроле проездных документов (без указания мест), оформленных в мобильном приложении "РЖД пассажирам". 

В пресс-службе перевозчика пояснили, что контроль данных проездных документов теперь осуществляется путем предъявления на экране мобильного устройства билета с динамическим штрих-кодом (в виде логотипа РЖД, перемещающегося за жестом пассажира), сформированного в мобильном приложении "РЖД Пассажирам". "Данный штрих-код исключает повторное использование предъявленного проездного документа и его передачу на другие мобильные устройства", - подчеркнули специалисты.

Отметим, что эта технология используется и при оформлении электронных билетов на иркутские электрички. Но, похоже, в БППК и ВСЖД работают очень суровые люди, которые не только не доверяют своим согражданам, но и с опаской относятся к новым технологиям. Или просто в руководстве этих компаний паранойя на почве борьбы с безбилетниками победила здравый смысл. В любом случае, жаль. Так всё хорошо начиналось...



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ