Владимир Броницкий: Завоз на Индигирку. Не могу молчать…
Главный инженер Администрации Ленского бассейна внутренних водных путей Владимир Броницкий еще 14 октября 2013 года размеcтил на сайте своего ведомства статью "Северный завоз на Индигирку. Не могу молчать...":
Сложнейшая ситуация, сложившаяся с северным завозом грузов на Индигирку в навигацию 2013 года, обратила на себя внимание не только жителей отдаленных районов нашей республики, но и получила широкое освещение как в республиканских, так и федеральных средствах массовой информации.
Как это часто бывает, СМИ доводят до сведения своих читателей либо зрителей лишь ограниченный информационный поток, а также умалчивают о таких нюансах, которые имеют важнейшее значение, но свидетельствуют об ошибках тех, кому они симпатизируют. Ситуация с завозом на Индигирку в этом году не стала исключением.
Несмотря на значимость и важность северного завоза, лица, обеспечивающие выполнение поставленной задачи, продолжали до последнего надеяться исключительно на удачу и с упорством достойным лучшего применения игнорировали рекомендации по его выполнению и, как видно, не извлекли уроки из опыта прошлых навигаций.
В своих же неудачах продолжают винить исключительно других, не имея смелости признать собственные ошибки.
Профессиональные ошибки менеджмента крупнейшего грузоперевозчика Республики Саха (Якутия) вынуждают руководителя и иных должностных лиц ОАО «ЛОРП» в своих выступлениях допускать популистские высказывания, а к фразам о самоотверженном труде речников примешивать нерадивую работу путейцев. В массовом сознании людей закрепилось то, что дноуглубительные работы на баре Индигирки не проводились не только в этом, но и предыдущих годах.
Долгие годы работы в сфере путевых работ и знание «кухни» изнутри вынуждают встать на защиту сотен тех, кто приложил все силы для обеспечения судоходства и обратиться к неопровержимым фактам.
Анализ гидрологического состояния р. Индигирки в прошлые годы вынудил руководство Администрации Ленского бассейна по окончании навигации 2012 года поставить на зимний отстой земснаряд "Индигирка" в поселке Белая Гора - для того, чтобы с начала арктической навигации приступить к работе на прорези. В сложнейших условиях в зимний период 2012-2013 года был проведен ремонт землесоса, и 27 июня текущего года земснарядом, носящим одноименное название с рекой, начались работы на баре. Причем работы по дноуглублению начались на 5 дней ранее намеченного срока и продолжались 66 суток вместо 36 запланированных. Падение уровня воды на баре под действием сгонных ветров позволили выполнить план на 86,7% и для дальнейшей работы с бара реки Яны был направлен землесос «Ленский-1021». Тот самый земснаряд, который технически безграмотные журналисты обозвали «черпаком».
Для сведения: з/с «Ленский-1021» это единственный землесос с механическим разрыхлителем-фрезой, способный работать на тяжелых грунтах - таких, как на баре реки Индигирки. Специально для работы на барах Яны и Индигирки этот дноуглубительный снаряд был в 2011 году восстановлен, можно сказать, из груды металлолома.
С 5 по 10 сентября з/с "Ленский-1021" вместе с морским буксиром «Капитан Бородкин», принадлежащим ОАО «ЛОРП», стояли в ожидании благоприятного ветро-волнового режима на трассе перехода, и только 13 сентября буксировщик доставил земснаряд на бар реки Индигирки. В период с 13 сентября по 20 сентября ветры восточного направления с силой от 12-17 м/сек и высотой волны до 3 м не позволили производить дноуглубительные работы. И только после 21 сентября, с уменьшением высоты волны, земснаряд приступил к работе.
Все необходимые документы о подготовке к выполнению и непосредственном выполнении дноуглубительных работ на баре р. Индигирки были предоставлены как в прокуратуру республики, так и в Якутскую транспортную прокуратуру.
Нельзя умолчать о том, что обладая накопленным опытом и многолетней информацией о гидрологическом состоянии бара реки Индигирки, Администрация Ленского бассейна неоднократно - и в ходе заседания Общественного совета Ленского бассейна, который проходил в марте 2013 года с участием представителей Министерства транспорта РС(Я), крупнейших судовладельцев Республики Саха (Якутия), руководителей государственных органов, и на совещаниях в правительстве РС(Я) - рекомендовало организаторам и ответственным за северный завоз структурам более тщательно подойти к планированию этого ответственного мероприятия.
Рекомендовало, учитывая крайнюю важность доставки ресурсов в северные регионы Якутии, учесть многовариантность поставленной задачи. И самое главное, указывало на необходимость организации отгрузки и доставки грузов направлением на р. Индигирку в начальный период навигации, т.е. в августе 2013 года.
Однако, неспособность или нежелание слышать привели в настоящее время к тому, что из запланированных 49 тысяч тонн груза на Индигирку завезено всего 30,6 тысяч.
А ведь этого можно было избежать. Достаточно ознакомиться с динамикой подачи флота для распаузки на баре р. Индигирки. В период с 5 по 28 августа на баре р.Индигирки находилось более 32 тыс.т. груза, но, несмотря на наличие гарантированных и достаточных для выгрузки глубин, было выгружено только около 5 тыс.т. Остальной тоннаж был переадресован. И не по причине отсутствия габаритов судового хода, как утверждает ОАО «ЛОРП». Как раз габариты пути на Индигирке благодаря проведенным дноуглубительным работам позволяли проходить груженым судам вплоть до 27 августа.
Дело в том, что при отсутствии нормального планирования, суда пришли с моря на бар Индигирки, не учитывая то, что необходимый флот, который должен был принять на себя этот груз, в это время находился за 1000 км – в Моме. В итоге груз не завезен, поселки под угрозой замерзания, в магазинах пустые прилавки, а предприниматели под угрозой банкротства.
Возникают вопросы. Почему нельзя было завести грузы на Мому до августа, и зачем весь флот с моря шел на бар Индигирки? Они что, не знали, что их некому выгружать? Как всегда, понадеялись на "авось". А сейчас истерика…
Об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с завозом в Абыйском и Аллайховском районах Республики Саха (Якутия) свидетельствуют обращения ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)», датированные августом 2013 года, в адрес руководства ОАО "ЛОРП". В своих письмах ГУП «ЖКХ РС(Я)» неоднократно указывало на ненадлежащую подачу флота под загрузку нефтепродуктами и каменным углем, обращало внимание на отсутствие графиков подачи флота и предлагало вместо одного судна, задействованного на перевалке сырой нефти в пос. Белая Гора, привлечь дополнительно судно СПН-715. Обращалось ли ГУП «ЖКХ РС(Я)» в правительство и Минтранс РС(Я) с целью повлиять на данную ситуацию - нам неизвестно.
Отсутствие элементарных расчетов и стратегии в планомерном выполнении программы по северному завозу грузов на Индигирку привело к параличу и возникновению чрезвычайной ситуации.
Повторится ли подобная ситуация на следующий год? Посмотрим…
источник - ЯСИА
"Байкал23"