Генподрядчик и правительство выясняют виновных в суде

Под бодрые заявления о туристическом будущем правительство Бурятии пытается в суде разобраться, почему задерживается строительство "Байкальской гавани" в Турке. Впервые оказались публично обнародованы реальные подробности происходящих событий на стройплощадках Особой экономической зоны.



















ОТСТАВАНИЕ ОТ ГРАФИКА

Вообще, это тянет на добротную сенсацию: министерство транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии обратилось в Арбитражный суд с иском о взыскании с "Сибэнергостроя" 9,9 млн рублей суммы штрафных санкций за нарушение сроков выполнения госконтракта. То есть официально подтвердилось, что "Байкальская гавань" отстает по срокам" — но это еще куда ни шло. Заказчики и подрядчики находятся в условиях, далеких от положительно партнерских, это куда печальней.

Напомним, в августе 2009 года "Сибэнергострой" выиграл конкурс на строительство первого пускового комплекса причала в Турке на 273,3 миллиона рублей. Как тогда писали СМИ, закончить строительство сооружения планировалось к 15 декабря того же года. Однако этого не случилось. Зато любые попытки СМИ узнать реальную картину происходящего в Турке часто вызывали нервную реакцию заинтересованных лиц.

Спустя менее года с начала истории, в мае 2010-го, правительство и генподрядчик были вынуждены составить нелицеприятный акт. В нем отмечено, что "устройство монтажных площадок" — отставание 231 день; устройство котлована — отставание 207 дней, погружение трубошпунта — отставание 174 дня, устройство дренажной призмы — отставание 182 дня. Ну, и так далее...

Судя по всему, суду предшествовали внутренние разбирательства между сторонами на уровне "сам дурак". Но в тех декорациях поиски виновных в происходящих событиях, видимо, результатов не дали. Тем временем в госконтракте были предусмотрены пени за нарушения сроков сдачи объекта. Этим решил воспользоваться минтранс Бурятии, курирующий объект, и подал исковое заявление суд.

Сразу отметим, что суд для правительства Бурятии вышел неудачным. Попытка взыскать почти 10 миллионов рублей закончилась провалом. Претензию по отставанию по срокам ответчик — "Сибэнергострой" — парировал поздним появлением у него на руках необходимой документации. Разрешение на строительство было передано ответчику в октябре 2009 года — спустя пару месяцев после начала контракта. Суд решил, что этого достаточно, и отказал чиновникам в иске.

Между тем, отставание по отдельным видам работ у "Сибэнергостроя" по подписанному ими же акту составляет более полугода — в суде на это внимания обращать не стали. И вправду, чего мелочиться?

БРАК ПО СМУТНОМУ РАСЧЕТУ

Другое дело, что отношения между заказчиком и подрядчиком, как выяснилось в суде, не выглядят дружелюбными. Впрочем, они никогда таковыми и не были. И здесь стоит вспомнить, каким образом "Сибэнергострой" появился на объекте в Турке.

Летом прошлого года на конкурс стоимостью 273 миллиона рублей заявились три компании: ООО "МВС СтройЗаказчик", "Мостостроительный отряд 34" и "Сибэнергострой". "Дочка" "Металлов Восточной Сибири"— "МВС СтройЗаказчик" с самого начала сошла с дистанции — у нее не оказалось значительной части документов.

Зато "Мостоотряд", якобы, предъявил к участию в конкурсе подложный документ, а именно залоговое платежное поручение на 13 миллионов рублей. Платежкой "Мостоотряда-34" начинают заниматься правоохранительные органы. Ничего путного из интереса правоохранительных органов к стройорганизации не вышло. Да это и не особо кому нужно потом было.

В то же время от "Сибэнергостроя" подается жалоба в минфин Бурятии, который, по закону, контролирует госзакупки. Как тогда писал "Номер один", "видимо, у минфина Бурятии был нелегкий выбор. Отказывать "Сибэнергострою" в претензиях и переносить конкурс на долгий срок — значит, вызвать неудовольствие Федерального центра: дескать, "даже не можете конкурс нормально провести!". В общем, минфин Бурятии принял решение жалобу удовлетворить. Эксперты склоняются к тому, что решение это было во многом политическим и вынужденным".

Спустя месяцы после той не совсем красивой истории очевидцы уже более многословны, хотя по-прежнему отказываются официально подтверждать подробности событий. Но совершенно ясно, что это была одна из самых темных сделок последних лет.

Вот так "Сибэнергострой" заходил на объект. А остальное описано выше. Сначала якобы ожидание бумаг от правительства, потом полугодовые сроки отставания, суды.

И последнее. В силу некоторой прозрачности системы госзакупок, судопроизводства и контролирующих органов проследить официальную деятельность генподрядчика строительства причала в Турке — "Сибэнергостроя" — на территории Бурятии вполне нетрудно. На сегодняшний день "Сибэнергострой" выглядит самой амбициозной и, судя по некоторым открытым документам, самой агрессивной строительной бизнес-структурой в Бурятии.

Конфликты не являются для этой компании форс-мажором. Это такой сильно рискованный стиль поведения на рынке, по принципу "тогда мы идем к вам". Между тем у "Сибэнергостроя" уже целый пакет госконтрактов на сотни миллионов рублей.

Виктор Золотарев,



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ