На страже коммунальных тарифов

Министерство жилищной политики, транспорта и связи Иркутской области видит три причины повышения с нового года тарифов на услуги ЖКХ: руководители управляющих компаний проигнорировали учебу, организованную министерством накануне нового года, и неправильно начислили цены; руководители решили воспользоваться путаницей; в ряде случае произошла неверная трактовка термина «места общего пользования». По каждому случаю роста цен идут разбирательства, результаты которых доложены губернатору области Сергею Ерощенко 15 марта. Министр Евгений Селедцов подчеркивает, что рост цен произошел далеко не везде.

Переплату возвратят

Наиболее вероятно, отмечает министр, что в платежки включили оплату отопления подвалов и чердаков, что в принципе неверно. Роста тарифов с 1 января в наступившем 2013 году не было, если тарифы и повысят, то с 1 июля. В ряде случаев, пояснил министр, руководители управляющих компаний, подававшие отчетность в Региональную службу по тарифам, впервые делали это в электронном виде и неправильно заполнили таблицы: выявлены случаи, когда в сумму оплаты включили горячее водоснабжение, которого в подотчетных домах вообще нет.

— Сейчас мы со всеми этими случаями разбираемся, — говорит Евгений Селедцов, — и однозначно приведем начисление квартплаты к уровню второго полугодия 2012 года. Разница, которую граждане уже переплатили, будет им возвращена или зачтена при дальнейших расчетах.

Наиболее болезненные ситуации сложились в Саянске, Усть-Илимске, Усть-Куте и Усть-Кутском районе. На горячую линию министерства ЖКХ поступали и звонки с рассказами об абсурдных требованиях управляющих компаний: в Черемхово, например, потребовали оплатить полив цветов, которые, насколько помнят жители, возле дома никогда не росли. Министр назвал принципиально неверным мнение о том, что правительство области или муниципальные власти не имеют существенных рычагов влияния на управляющие и ресурсоснабжающие компании, — одних только договоров аренды вполне достаточно, чтобы муниципальные власти могли поставить на место любую УК. Кроме того, местные власти согласуют с УК объем поставляемых услуг, и это тоже может быть серьезным рычагом воздействия. В том случае, если муниципальные власти продолжают настаивать на своей слабости, это следует расценивать как попытку уйти от ответственности и переложить ее на кого угодно.

Как сделать жизнь проще

Министерство ЖКХ контролирует и ситуацию с выбором гражданами управляющей компании или заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Время от времени в правительство поступают сигналы о том, что в том или ином муниципальном образовании между жителями одного многоквартирного дома возникает конфликт по поводу выбора УК и то ли проведенного, то ли сфальсифицированного общего собрания жильцов (по закону только общее собрание полномочно принять решение о смене УК). Министерство проверяет каждый такой случай и следит за тем, чтобы снабжение жилых домов горячей водой, отоплением и электричеством осуществлялось в строгом соответствии с законами и постановлениями федерального правительства.

Граждане, в свою очередь, не спешат сделать свою жизнь проще: до 1 января 2013 года они могли добровольно установить в своих квартирах приборы учета, однако сделано этого в большинстве случаев не было. Сейчас в целом по области хотя бы домовыми приборами учета оснащено около 36 процентов жилого фонда (за исключением электроэнергии — тут охват близок к ста процентам). Хотя в Российской Федерации есть регионы, где это число равно нулю, министр ЖКХ оценивает ситуацию в области как тяжелую: до 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие компании должны оснастить приборами учета все сто процентов домов — уже за счет жильцов. И уже понятно, что сделать это не удастся. Губернатор Сергей Ерощенко поручил Евгению Селедцову и его подчиненным проанализировать проблему и внести свои предложения, причем совместно с ресурсоснабжающими организациями. Пока рассматривается вариант участия в процессе установки приборов областного бюджета, но, возможно, будет найден другой вариант решения проблемы.

Объясняя причины такого равнодушия граждан к проблеме ресурсосбережения (а установка приборов учета преследует именно такую цель), министр отметил, что в Иркутской области все еще достаточно низкие тарифы и можно платить по нормативу за условно потребленные ресурсы. Иногда случается так, что гражданам выгоднее сломать прибор и платить «по среднему», чем знать реальное потребление и экономить. В некоторых случаях граждане ссылаются на ветхость своих домов и обслуживающих их сетей, но, подчеркнул министр, с технической точки зрения приборы учета могут быть установлены на любом доме. В законе есть исключения, но они предусмотрены для тех домов, где количество жильцов (и количество потребляемых ресурсов) ниже определенной нормы. В Иркутской области нет и технических проблем с плановой проверкой любых приборов учета.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ